Всего 2-3 года назад я даже не подозревала о существовании большинства сервисов для работы с текстом. О программе антиплагиата я, разумеется, слышала — настоящим откровением стало их количество. На этом открытия не закончились. В рассылке Максима Ильяхова я повстречала какой-то «Главред»: что это и как им пользоваться, узнала немного позже.
Через пару-тройку месяцев в копирайтинге мы с подругой собрались написать тестовые на квалификацию, чтобы упростить доступ к заказам на еТХТ. Мы тогда только перешли в ценовую категорию от 100 р./к — для назначения исполнителем нужны были пресловутые «звЁзды» или офигенно «цепляющая» заявка.
Забегу наперед: со «звездами» — не сложилось, заявки писать — научилась. Убедилась, что далеко не все заказчики смотрят на регалии и стаж в копирайтинге: грамотная самопрезентация, короткий продающий текст «О себе» рулит.
Чего я обратила внимание на неведомый мне сервис? Причина банальная до безобразия — невысокий (скажем так) уровень грамотности. Модераторы еТХТ выше всех богов чтут Розенталя и Мильчина. Пунктуация русского языка настолько неоднозначна, что лучший способ обойти сложные места — максимально упростить предложения. Вот тут-то на помощь и приходит сервис «Главред».
«Главред» — мой опыт знакомства
Я уже отметила, что опыта в копирайтинге у меня было совсем ничего. Собирала информацию для профессионального роста отовсюду: читала блоги топовых копирайтеров, подписывалась на рассылки. В том числе, на рассылку М. Ильяхова, откуда и узнала о сервисе «Главред».
Мне повезло, что информацию о сервисе я получила не искаженную, а что-называется «из первоисточника». Инструмент предназначен в помощь авторам для улучшения текстов. Отлично — то, что надо.
Диагноз — текстам нужен «Главред»
Недочеты текстов того периода видны с первого взгляда. Даже не требовался взгляд со стороны. Набивала руку я на простых статьях на тему «сад/огород».
http://sadimsami.ru/ogorod/kapusta/pravila-vyirashhivaniya-kapustyi-na-rassadu.html
И ссылка на Google Docs. Специально ничего не правила — открыла и еле удержалась.
https://docs.google.com/document/d/18ogIUeWh9-rEzCybmQieuFgM7P9-eUsde6l75Eb8hug/edit?usp=sharing
Написано вполне «читабельно», но с огромным количеством ошибок: глаз режут все эти лишние пробелы, пустые строки, тире/черточки и пр.
Ради интереса, поставлю на проверку.
«Главред»: как проверить текст
Я всегда работала в Google Docs — дополнение от команды Максима Ильяхова оказалось ценным подарком для копирайтера: нет необходимости каждый раз переходить на https://glvrd.ru, чтобы онлайн проверить и поправить текст. Очень удобная опция это дополнение к документам.
Признаюсь, ожидала результата похуже, поэтому перепроверю на сайте.
Уже не помню, 1 или 2 версии проверки были в то время, — я проверяла на вкладке retro.glvrd.ru.
Через буфер обмена необходимо загрузить текст. Онлайн проверка запускается автоматически и через несколько секунд появляется результат, измеряемый по 10-бальной шкале.
Проверка текста по «злому Главреду» (ретро-версии) показала результат чуть ниже предыдущего, что ближе к реальности:
Сервис выделяет проблемные места и при наведении курсора на подчеркнутое слово дает рекомендации по улучшению текста.
Поначалу комментарии/подсказки к выделенным словам повергали в шок, казались идиотскими. Довольно быстро я поняла, что проще сразу писать нормально (в соответствии с требованиями сервиса), чем потом психовать и править.
Что не понравилось Главреду
Подсказки сервиса в большинстве случаев оказались вполне логичны. Расплывчатые неконкретные формулировки ясности в текст не вносили.
В тексте неопытного автор режет глаз неправильная расстановка пробелов, знаков Еnter, тире, дефисов. Все это проходит как детская болезнь: со временем вырабатывается привычка — включается «автопилот».
На то время проблема лишних пробелов/энтеров меня не интересовала. Хуже всего обстояло дело со сложносочиненными предложениями: запутаться в запятых — плевое дело. А еще — вводные слова, обороты и пр.
Если избавиться от замысловатых словесных конструкций, проблема решится сама собой. Вот для этого мне и пригодился «Главред».
Пиши_Сокращай — как процесс
Несколько проверок по «злому» Главреду (невольно притормозила на слове «несколько» — внутренний Главред потребовал уточнения) и уже выработались правила:
- Каждое слово мысленно проверяем на целесообразность и правомерность использования;
- Если слово можно без потери смысла удалить, не пишем его;
- Большинство союзов можно заменить запятыми и т. п.
Короче, «Пиши_Сокращай»
А еще я заценила «—» длинное тире, которым можно заменять повторяющиеся сказуемые и «писать_сокращать» текст по Ильяхову.
Что из этого вышло
Я и без того не сильно страдала от «воды» в текстах. Подсказки/советы «Главреда» упали на благодатную почву — у меня выработался телеграфный стиль, информативный и совершенно безликий.
Без всяких проверок по старому/новому Главреду у меня получались тексты минимум на 8 баллов, тогда как популярным требованием ТЗ на копирайтинг было «от 7,5 по Главреду».
- К слову сказать, такое трепетное отношение к результатам проверок характерно для посредников и не слишком подкованных заказчиков: существует легенда, что высокий балл по Главреду — условие попадания текста в топ выдачи Гугла/Яндекса.
Бонусом к «хорошим показателям по Главреду» у меня оказалась «вода» до 10% по https://text.ru/, при норме – до 15%. Проверки SEO-параметров текстов были важны только для работы в SEO-студии. Для инфотекстов кроме раскрытия темы от меня ничего уже не требовали.
Беда пришла откуда не ждали, но это уже другая история. О том, как я училась писать не по «Главреду».
PS: Проверила текст 3-мя способами — интересная получилась статистика:
- 8,9 баллов — дополнение «Главред» для Google Docs.
- 8,1 балла — «добрым» glvrd.ru.
- 7,7 баллов — «злым» retro.glvrd.ru.
2.
3.
P.P.S.
Обучающие программы «Школы Трубадура» помогут вам освоить две востребованные специальности:
- «Цех копимаркетологов» обучает работе с продающими текстами, автоворонками, прототипами лендингов, многостраничников
- «Кузница бизнес-авторов» научит писать на заказ 6 основных статейных форматов
А бесплатный «Свободный курс» поможет сориентироваться полным новичкам.
P.S. И подписывайтесь на телеграм-канал Сергея Трубадура: https://t.me/troomarketing
Там бесплатный контент о копимаркетинге более продвинутого уровня.

Елена Власенко

Последние материалы автора Елена Власенко (смотреть все)
- О сервисе «Главред» из личного опыта - 20/01/2019