Рецензия на книгу Рэя Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг». Издательство «Эксмо», Москва 2018
Вы хотите научиться писать тексты. С чего начнете? Где возьмете нужные мысли? Как придумаете сюжет? В книге Рэя Брэдбери вряд ли найдутся ответы на эти вопросы. «Дзен в искусстве написания книг» — это не пошаговая инструкция.
Книга представляет собой сборник эссе, которые печатались в разных изданиях с 1961 по 1980 годы. Большинство из них — это предисловия к книгам Брэдбери. Из коротких произведений складывается целая жизнь автора, рождение его как писателя.
Книга поможет взглянуть на авторский труд под новым углом, понять какие трудности могут возникнуть на этом непростом пути. Рэй Брэдбери описывает свой личный опыт. Можно принять его к сведению, но совсем не обязательно применять на практике. Возможно, у вас все будет по-другому.
Возьмите с собой в дорогу
«Дзен в искусстве написания книг» — далеко не новинка, а переиздание. Впервые сборник был опубликован в 1990-м году на английском языке. Я случайно увидела в соцсетях хвалебный отзыв на книгу и решила ее прочитать.
Формат книги стандартный — 120х185, ориентация — книжная. Издание очень легкое, почти невесомое. Всего 130 грамм. В женской сумочке не займет много места и вес книги будет не ощутим.
Обложка глянцевая, мягкая. Мне понравился дизайн обложки. Черно-оранжевые тона смотрятся стильно.
На этом плюсы заканчиваются. Открыв издание я обнаружила серую, шершавую бумагу, неприятную на ощупь. Страницы проклеены. Со временем такая книга просто развалится на отдельные листочки.
Шрифт текста средний, комфортный для глаз. Иллюстрации отсутствуют.
Инструкция или художественное произведение?
Мне, как начинающему автору, было любопытно узнать секреты написания книг. Посмотреть какие методы, приемы используют опытные писатели. Так вот, Брэдбери раскрывает тайны своего творчества, дает советы как поймать вдохновение и Музу.
Конечно, это далеко не литературное пособие, но для общего развития прочитать эту книгу все-таки стоит. В каждой главе есть совет, подсказка для читателя. Нужно только суметь ее вычленить. Где-то придется прочитать ее между строк. Основные идеи просты и очевидны. Но мы привыкли все усложнять и совсем забыли, что гениальность в простоте.
Некоторые советы из книги:
- Составляйте списки существительных. Но это не просто списки. Существительные должны быть из глубины вашего подсознания. Рэй советует периодически эти списки просматривать, выбирать одно слово и писать о нем рассказ;
- Кормите Музу. Как это делать? Читайте поэзию, эссе, рассказы. Ищите авторов, которые мыслят не так как вы. Гуляйте по ночному городу. Отделяйте важное от мусора.И пишите по тысяче слов в день. «Постоянные тренировки научат вас расслабляться настолько, чтобы не таращиться во все глаза, когда в комнату войдет вдохновение».
- Пишите увлеченно. «Будьте уверены: если в вас горит истинная любовь, если вы проявляете истинное восхищение, если нарастает волнение, если ненависть клубится дымом — творческая удача вам обеспечена на век».
Если я продолжу этот список, то пропадет необходимость в чтении книги. Поэтому самое интересное оставлю вам на самостоятельное изучение. Скажу лишь, что на мой взгляд книга очень напоминает автобиографию писателя, пронизанную идеями и советами о том, где брать вдохновение.
В чем ДЗЕН?
Автор признается, что «выбрал это название из-за его очевидной эпатажности». Для того, чтобы привлечь внимание людей.
Три главных слова, которые каждый человек должен уяснить, прочитав эту книгу: РАБОТАЙ, РАССЛАБЛЯЙСЯ, НЕ ДУМАЙ. Эти слова можно поставить в любой последовательности.
На первый взгляд может показаться, что эти истины банальны: «я и без его книги сам все знаю». Но меня они заставили задуматься. Потому что в моей жизни пока актуально только первое слово — РАБОТАЙ. Рэй Брэдбери подсказывает, что истинное творчество возможно только в совокупности этих слов: «Если ты работаешь, то в конечном итоге ты расслабляешься и прекращаешь думать».
Так в чем же все-таки ДЗЕН? Я считаю, что автор выбрал это название не только из-за его эпатажности. В последней главе книги проскальзывает интересная мысль — можно много лет постигать тайны профессии: учиться, работать, складывать слова в предложения…И все ради того, чтобы однажды понять, что истории пишутся сами, нужно всего лишь «дать волю персонажам, дать волю своим пальцам, телу, крови».
Кому подходит книга
Рекомендую прочитать эту книгу если:
- вы начинающий автор и находитесь в поисках идей для творчества;
- вы опытный автор, но не знаете, где взять вдохновение;
- вы читатель и любите творчество Брэдбери;
Вывод
Когда я только начала читать книгу, у меня было странное ощущение, что меня обманули. Ведь я же хотела получить четкие советы, которые помогут мне быстро начать писать интересные живые тексты. А по факту прочитала мемуары автора о его собственной жизни. Некоторые моменты и главы приходилось перечитывать, так как было трудно уловить смысл прочитанного.
Но не стоит спешить с выводами. Начните читать. Язык Брэдбери красив и эмоционален. Он как-будто говорит с вами лично. А идеи книги, на самом деле, лежат на поверхности.
Один из основных выводов звучит так: ложь — писать ради денег и ради славы. Человек теряется из-за неверно поставленных целей. Разве это актуально только для писателей? Конечно, нет. Советы автора подходят для любого дела. Главное делать его с пылом, любовью, упоением, восторгом. Если всего этого нет, то займитесь чем-то другим.
Книга оказалась интересна и познавательна. После ее прочтения возникло желание ознакомиться с другими произведениями Рэя Брэдбери.