Статья о том самом копирайте (©)

авторское право Добрый день, коллега.

Нет, вам не показалось — сегодня мы будем говорить именно о копирайте :). Точнее, о том, что он символизирует — об авторском праве.

Вся проблема заключается в том, что авторы часто не знают свои прав и из-за этого часто сталкиваются с проблемами. Причем не только веб-райтеры, но и веб-копирайтеры.

 

Немного справки:

что такое авторское право

Грубо авторское право можно разделить на две категории: имущественное и неимущественное.

Первое — как раз наш случай, потому что неимущественное авторское право подразумевает, что автор имеет право подписывать своим именем статьи, говорить, что это его тексты, демонстрировать их в портфолио или клиентам.

Второе же, имущественное право, переходит к нашему клиенту. Это значит, что клиент получает всю прибыль, которую приносит текст. Ну а нам платят или фиксированную ставку, или (что бывает очень редко) — процент от продаж.

Вроде все просто, не так ли? А вот и нет. Потому что именно эта простота, а также незнание элементарных законов становятся причиной того, что у нас возникают…

 

Проблемы с авторством текстов

 

Их можно разделить на два типа.

 

Первая и самая распространенная: вас просто лишают авторства

То есть, клиент заведомо говорит — написали и забудьте. Это означает, что вам сразу запрещено демонстрировать текст другим клиентам, добавлять его в портфолио и так далее. Об авторской подписи и говорить ничего.

Это в корне неправильно, так как даже если мы и передаем имущественные права на статью, неимущественные остаются при нас. А это значит, что вы имеете право говорить, что текст ваш. И даже попросить клиента поставить под ним ваше имя.

Поэтому на фразу клиента о том, что текст его, стоит отвечать вежливо и твердо — авторство за мной. Если же не соглашается — в конце статьи мы дадим совет, как разрешить этот вопрос.

 

Вторая: вы не можете доказать, что вы автор

Тут сложнее. Если под текстом не стоит ваша подпись, любой может сказать — вы просто добавили себе чужую статью в портфолио.

К сожалению, встречается и такое. Клиенты тут правы.

 

Еще такой момент: иногда заказчик текста может привязать его к своему профилю в соцсетях или в панели вебмастера. Тогда авторство в глазах поисковых систем закреплено за клиентом или его сайтом.

 

Вариантов решения этой проблемы два:

1. Сразу ставить своё имя. Да-да, сразу просить клиента указать ваше имя под текстом. Но — это подходит только для информационных статей и обзоров. В продающих текстах всё сложнее.

2. Дать сомневающемуся контакты прежнего клиента, показать исходные документы или задание. Сложно и помогает не всегда.

 

Кстати, хотим обратить ваше внимание, что сомневающийся клиент — проблемный клиент. Если уже на этом этапе сотрудничества он вам не доверяет, задумайтесь — что же будет потом?

Впрочем, такая проблема возникает нечасто, потому что таких недоверяющих клиентов единицы.

 

Причем здесь продающие тексты?

Потому что у веб-копирайтеров случаются те же проблемы — и неверующие клиенты, и авторство.

В этом случае всё сложнее. Доказать, что вы автор продающего текста, можно единственно верным способом — дать контакты клиента, заказывавшего продажник.

Очень сложный и редко подходящий способ — ставить под продажником своё имя. Но это подходит только при соблюдении только одного условия: это должен быть ваш сайт или продукт, партнерский продукт.

 

В остальных же случаях ставить своё имя под продажником не рекомендуется.

Во-первых, так можно ввести в заблуждение покупателей (курс выпустил Иванов, а текст продажника подписан Петровым).

Во-вторых — для многих случаев это означает испортить текст. Подпись занимает место, которое может быть использовано для размещения формы конверсии.

Да и, согласитесь, если указать своё авторство где-нибудь на главной странице сайта заказчика, это будет просто глупо смотреться :).

Поэтому было странным услышать от нашей читательницы, что ее заказчик любит ставить её авторство в продающих текстах. Видимо, не понимая разницу с обычной статьей — хочет сделать ей приятное, а вредит себе :).

Авторство продающего текста демонстрируется другим способом — через ваше портфолио.

 

А если нельзя показывать авторство?

Да, бывает и такое. Чаще всего это относится к проектам, выполняемым по договору с пунктом о неразглашении или в том случае, когда клиент устно просит не показывать проект.

Например, как-то раз Сергей разместил в портфолио текст, написанный как личное обращение заказчика к потенциальному клиенту. Естественно, заказчик попросил его убрать :).

Бывает и такое, что заказчик не хочет светить своего копирайтера, чтобы его не перехватили конкуренты или конечные заказчики при посредничестве.

 

Но терять крепкую работу в портфолио не хочется. Как быть? Есть два варианта:

— не показывать проект, но взять за это дополнительную плату. По сути, вы не лишаетесь права на свою работу, но нигде не сможете рассказать о проекта. Поэтому наценка — логичный ход, и некоторые коллеги (не мы) берут за это до 50% стоимости проекта (!).

— обсудить с клиентом возможность приватного показа работы (по запросу) или презентации её части, без конфиденциальной информации. Но это при условии, что проект клиента уже работает и конкуренты не смогут перенять идеи.

 

А у вас бывали проблемы с авторством и клиентами? Поделитесь своим опытом, коллега.

 

Ваши тренеры Сергей и Наталья