Составляем коммерческое предложение, которое прочитают

Как написать коммерческое предложение (инструкция)Добрый день, коллега.

Думаю, и на вашу почту частенько приходят предложения, которые почему-то называются коммерческими.

Часть из них откровенный спам, другие адресные — но тоже в основном бестолковые.

(К примеру, меня уже с месяц терроризирует парень, который пытается предложить оптимизацию графики на сайте, но не может даже по-человечески сформулировать, что именно он предлагает.)

Проблема в том, что составители таких писем имеют слабое представление о таких текстах. Чтобы исправить это упущение, мы с Натальей подготовили новую большую статью, целиком и полностью посвященную компредам для распространения по электронной почте.

И для начала давайте вспомним самую главную вещь:

 

Коммерческие предложения для офлайна и онлайна — это разные тексты

Помните это, как бы вас не убеждали в обратном. У них разные:

1. Структура письма. В онлайновом варианте идет упор на тему письма и заголовок. В офлайновом — на адресность.

 

2. Действие конверсии. В КП для онлайна чаще используют вариант с моментальным действием — кликом, а также ответом на письмо. Это оказывается проще и эффективнее. В офлайновом же превалирует звонок.

 

3. Визуальное оформление. Онлайн-вариант нуждается в тщательной проработке оформления. Вы же помните, что с экрана читать сложнее?

С бумаги же читать легче, но офлайн-вариант нуждается в брендовом оформлении — фирменный стиль (конверт, бумага, шапка с логотипом).

 

4. Размер. В онлайне размер коммерческого предложения имеет значение — как правило, не стоит писать больше, чем на один-полтора экрана. А в оффлайне это не всегда так строго. Хотя увлекаться тоже не стоит :).

 

5. Тип целевой аудитории. Большинство оффлайн-рассылок — теплые или смешанные. А в онлайне часто заказывают коммерческие предложения для холодной аудитории — шаблонные и массовые (даже когда речь не идет о спаме, для которого мы не пишем).

Как видите, различия существенные. И, так как наш сайт посвящен именно веб-копирайтингу, мы разберем структуру коммерческого предложения для онлайна.

 

Четыре горячих точки компреда для онлайна

Точка первая: удачный заголовок и тема письма

Если вы хотите, чтобы ваше коммерческое предложение хотя бы открыли:

— не пишите «Коммерческое предложение» в теме письма

— не оставляйте поле темы пустым

— не сообщайте о предложении без выгоды

Наша цель — пройти первую линию защиты (рефлекс на удаление письма). А поможет в этом или неформат, основанный на теме коммерческого предложения, или прямая выгода в теме. Чтобы не быть голословным, смотрите пример (специально вытащен из папки СПАМ):

Заголовок компреда

Вы бы открыли такое письмо просто из-за любопытства? Вполне вероятно. И начали бы читать первый абзац уже по инерции.

 

Точка вторая: правильный первый абзац

Рассказывайте сразу, что вы предлагаете. Как мы и говорили выше, у нас есть пара секунд, чтобы рассказать о своем предложении, надавить на слабости клиента и просто еще больше заинтересовать.

Как это можно сделать: рассказать о проблеме и предложении.

Важно: не нужно вдаваться в особые подробности. Это мы можем рассказать и потом, а сейчас нам нужно зацепить.

Пример:

Первый абзац пример

Точка третья: выгоды

Как и во всех продающих текстах, в коммерческом предложении должны быть выгоды. Думаю, вы понимаете, что это должны быть основные и уникальные выгоды для клиента — экономия, удобство, эксклюзивность.

Важно: помните, что мы говорили о фактах в написании продающих текстов? В коммерческом предложении они тоже отлично работают.

Точка четвертая: призыв к действию

Стимулирование сделать что-либо не просто сейчас, а в пару кликов, — главное преимущество компредов для веба. Здесь клиент может не тратить время на обдумывание, набор номера — он может просто перейти по ссылке.

Поэтому правилом действия будет использование нескольких простых фраз: призыва к действию и размещению ссылки на сайт отправителя.

Пример:

Призыв 1

И как выглядит все коммерческое предложение:

Весь компред

Однако не стоит так усердствовать со ссылками, как в этом примере :).

 

О визуальном оформлении

Это — горячая точка, о которой не помнят или просто не знают большинство веб-копирайтеров.

Ваше коммерческое предложение должно быть:

— коротким. Оптимальный размер — не более одного-полутора экранов.

— с короткой темой письма. Больший размер темы может быть обрезан почтовым клиентом

— созданным по всем правилам оформления продающих текстов. Полужирный, подзаголовки, курсив. Можно использовать и картинки, но стоит помнить, что у большинства пользователей они могут быть отключены или некорректно отражаться

— с одной ссылкой и телефоном, е-майлом

В этом плане наш пример, конечно, прихрамывает. В основном из-за многочисленных синих ссылок, которые оттягивают на себя всё внимание.

 

Ловушки и хитрости

Основная ловушка для вашего КП — это спам-фильтры.

Особенно это актуально для холодных компредов. Почтовые серверы стоят на страже спокойствия своих пользователей и могут отсеивать письма, например, по слову «экономия» в заголовке письма.

Такие же рекомендации дают и популярные сервисы рассылок. Например, Smartresponder рекомендует не использовать в теме письма словосочетания, связанные с заработком: «Деньги», «Заработай», «Бесплатно», «Купи», «Продай», «Получи», «Быстро», «Легко», «Скидка», «Распродажа», и какието цифры в любой валюте.

Второй фронт защиты включается тогда, когда первые получатели нажмут на кнопочку «спам». Последующие ваши письма могут отправляться прямиком в отстойник.

Конечно, если вы напишете хороший компред, адресованный правильному человеку, почтовые серверы будут к вам благосклоннее.

Но не пытайтесь понравиться всем. Даже когда я рассылаю просто супер-полезную статью или письмо с благодарностью по своей базе подписчиков (далеко не холодной), на каждой рассылке находится пяток людей, нажавших на кнопку спама.

Чем они руководствуются, неизвестно, да и не стоит заморачиваться насчет этого. Просто примите как данность :). И отдавайте себе отчет, что на ваших КП их может быть на порядки больше.

 

Второй момент — не заморачивайтесь насчет конверсии.

Эффективность коммерческого предложения зависит далеко не только от вас. Уже после того, как текст написан, показатели конверсии будут зависеть от способа отправки письма, верстки текста, почтового ящика отправителя и других условий.

А если учесть, что даже письма рассылок открывают 5-10% подписчиков (на больших базах), то у КП этот процент может быть откровенно мизерным.

 

Соответственно, ваше коммерческое предложение может не выстрелить просто потому, что его не прочитают.

Кстати, максимальная конверсия будет у точечных индивидуальных компредов. Например, когда вы предлагаете услуги потенциальному заказчику и делаете прямо в письме разбор недостатков его сайта.

В этом случае может быть даже так, что вы получите даже 100% конверсию: 1 письмо, 1 заказ :). Правда, и подготовка займет больше времени.

Такие КП заказчикам мы разбираем в тренинге «Продающие тексты для комплексных сайтов» (ВИП-версия). А в новом тренинге по специальным видам продающих текстов будем говорить о том, как составлять шаблонные КП.

Кстати, вы готовы поучиться писать коммерческие предложения для онлайна и офлайна? Отпишитесь в комментариях.

И поделитесь своим взглядом на компреды для онлайна.

Ваши тренеры Сергей Трубадур и Наталья Пиганова