Еще порция типичных заблуждений новичков в веб-райтинге

Если собрать мнения разных обывателей о том, каким должен быть веб-автор, то выйдет эдакий супермен:

  • 2 образования: журналист и филолог
  • с идеальной врожденной грамотностью
  • талант и самородок
  • специалист во всех областях.

Таких суперменов на рынке, естественно, нет. Здесь работают обычные люди, которым просто нравится писать. И все же многим новичкам эти предрассудки мешают стартовать. Пришло время их развенчать!

«У меня нет специального образования (я не журналист/филолог)»

А у кого они есть?

Да, филологи среди пишущей братии встречаются, хотя и немного. Но это скорее помогает писать грамотно, чем работать с информацией.

Что касается дипломированных журналистов, то и их на рынке раз, два и обчелся.

Даже я, хотя и пришел в веб-райтинг из журналистики, журфак не заканчивал. По образованию (но не по духу) я инженер-строитель. И это дважды помогло мне: как в газете, так и в веб-райтинге я специализировался на темах строительства и ЖКХ.

Твое непрофильное образование и предыдущий опыт работы также могут сослужить тебе хорошую службу. Рынку, искалеченному дилетантскими текстами, нужны грамотные статьи от юристов, медиков, психологов и инженеров.

Ну а технику веб-райтинга можешь наработать на хороших курсах, вроде нашего «Взлета веб-райтера». Это достойная замена вузовскому образованию, которого по направлениям веб-райтинга и веб-копирайтинга просто НЕТ.

«Я должен быть идеально грамотным»

Конечно если ты не можешь связать в письме двух слов, а вместо «еще» пишешь «исчо», вероятно, веб-райтинг не для тебя :). 

Твои орфография и пунктуация должны быть хотя бы на четверку с минусом. Особенно в веб-райтинге (для продающих текстов это чуть менее важно).

И все же не слушай критиканов, которые готовы убить за пропущенную запятую (таких у нас называют граммар-наци). Ты обязательно столкнешься с их язвительными комментариями, когда заглянешь в какое-нибудь сообщество типа «ищу копирайтера». Не бойся: для них это способ самоутвердиться.

Конечно, кичиться пробелами в грамотности не нужно — их надо устранять. В первые год-два работы я с удивлением обнаружил в своей речи «вшей» — повторяющиеся ошибки. И даже какое-то время даже платил корректору, пока в целом не избавился от этих речевых недостатков.

У тебя не будет денег на корректора, пока не дойдешь до высоких ставок. Поэтому не поленись:

  • завести онлайн-дружбу с филологами и/или корректорами, чтобы спросить их совета насчет конкретных языковых ситуаций
  • искать информацию по правильному написанию, например на Грамоте.ру
  • использовать языковые тренажеры
  • или даже повторить материал из учебников русского языка.

Думаю, этого будет вполне достаточно.

«Нужен талант, а у меня его нет»

Одна из самых абсурдных мыслей, которую я встречаю регулярно: «Нет смысла учиться писать, талант либо есть, либо его нет».

Когда встретишь такого комментатора, плюнь ему в лицо 🙂

Если бы это было правдой, на весь рынок было бы не более сотни авторов.  И, полагаю, меня в их числе не было бы.

Настоящий талант  — это редкость.

Нет, веб-райтинг (как и веб-копирайтинг) — не искусство, а ремесло. Ему можно научиться, если просто следовать технике. Это как водить машину. Нужно просто освоить набор навыков, следовать правилам и регулярно практиковаться.

И еще… даже талантам приходится  отрабатывать технику. Пушкин не родился поэтом  — он долго практиковался в стихосложении.

Так что даже не сомневайся на этот счет.

«Как я могу писать о том, в чем сам не разбираюсь»

А вот это уже интересный вопрос. В реальной работе тебе придется писать на самые разные темы, от детских подгузников до экскаваторов. И, конечно, лучше, когда о них пишут люди в теме, особенно если дело касается медицины.

Но если бы каждый заказ требовал автора с профильным образованием, рынок бы просто остановился. И я, будучи веб-райтером, с успехом писал статьи не только о строительстве, но и о болезнях собак, металлопрокате, пеленальных комодах и ВНЖ на Кипре.

Нет, тебе не обязательно глубоко разбираться в большинстве тем, чтобы писать о них.

  • На базовом уровне веб-райтинга тебе нужно просто научиться собирать массив информации, структурировать и анализировать его.
  • На более глубоком добавляются стандарты журналистики: мнения и комментарии экспертов, опросы фокус-групп. 
  • А при работе в качестве бизнес-райтера тебе придется научиться проводить интервью с клиентом и его сотрудниками. 

Этого не умеют биржевые веб-райтеры, но умеют наши выпускники. Но не бойся: до этого еще надо дорасти :). Для начала твоя цель — работа с информацией.

«Где я буду брать темы для статей? А если темы закончатся?»

Статьи  — это не рассказы и даже не личный блог. Тебе не надо придумывать темы: заказчик приходит к тебе со своей темой, выраженной в техническом задании.

Да, на более глубоком уровне тебе могут поручить самому подбирать темы для проекта заказчика. Но и это делается не с головы, а по технологии: через анализ поисковых запросов и потребностей целевой аудитории.

Ну что, коллега, я развеял твои сомнения? Ответь мне в комментариях под постом ВК.