В 2016 году американский футуролог Дже́ймес Ка́шио предложил концепцию BANI. Она характеризует мир как нелинейный, нестабильный, хрупкий, непостижимый. Особенно ярко эти черты проявились после пандемии COVID-19 в 2021 году, когда был объявлен всеобщий локдаун. Закрылось много небольших фирм, доходы упали, люди не понимали, что происходит. Фирмы начали переводить своих сотрудников на непривычную для них удаленку.
Эта ситуация показала, что школьных и вузовских знаний уже недостаточно, чтобы ответить на вызовы новой реальности. Поэтому на первый план вышла концепция Lifelong learning, которая означает обучение на протяжении всей жизни.
Что она из себя представляет и как поможет адаптироваться к новым условиям? Почему взрослым людям важно постоянно обучаться и развиваться? Как вернуть мотивацию к учебе и сделать длительное обучение интересным и комфортным? Об этом я расскажу в своей статье.
Почему важно постоянно развиваться и учиться
Концепция LIfeLong Learning
Мир стремительно меняется. Глобализация, развитие Интернета и IT-технологий ознаменовали собой переход к информационному обществу.
Ещё в 80-е годы американские экономисты предложили концепцию VUCA: мир нестабильный, сложный, неопределенный, неоднозначный. В 2016 году на смену этой концепции пришла другая — BANI:
VUCA-мир | BANI-мир |
---|---|
Volatility — непостоянный Uncertainty — неопределенный Complexity — сложный Аmbiguity — неоднозначный | Brittle — Хрупкий Anxious — Тревожный, Nonlinear — Нелинейный, Incomprehensible — Непонятный/непостижимый |
Рынок труда из-за этих процессов сильно изменился. По словам Юлии Сахаровой, руководителя Ассоциации по подбору персонала, каждый год в мире исчезает около 30% профессий. Появляются новые, соответствующие новым требованиям и технологиям.
Это естественный процесс. Вымирание профессий из-за научно-технических революций было всегда: сначала полностью ручной мануфактурный труд заменили работой на станках. Затем на смену ямщикам и кучерам пришли водители автомобилей.
В новой реальности скоро потеряют актуальность такие профессии, как кассир, почтальон и даже библиотекарь. Раньше библиотеки были вторым домом для людей. Знаю по себе: я могла часами просиживать в читальном зале, готовить доклад или просто что-то читать. Часто брала книги домой. Но с развитием технологий я стала заказывать книги в интернет-магазинах и скачивать их в электронном виде с сайтов.
Несмотря на то, что влияние концепции LIfeLong Learning стало заметно только в последние годы, она возникла в конце 1960-х годов. Впервые этот термин прозвучал на конференции ЮНЕСКО в 1968 году. Именно тогда человечество заговорило о необходимости обучения на протяжении всей жизни.
Через 4 года опубликовали доклад французского политолога Эдгара Фора. Он высказал мысль, что непрерывное образование поможет сгладить неравенство между странами.
В 1996 году состоялась новая конференция. Жак Делор, возглавлявший её, добавил к докладу Фора три новых мысли:
- Человек в информационном обществе должен учиться приобретать знания.
- Необходимо учиться работать в новых условиях, чтобы решать неожиданные проблемы и задачи, которые нельзя предугадать. Быть готовым адаптироваться к изменениям.
- Учиться сосуществовать друг с другом.
По мнению Делора, непрерывное образование должно быть направлено не только на приобретение гибких навыков, но и на полноценное развитие личности. На то, чтобы каждый человек мог познать самого себя, развить свои возможности и таланты.
Эти мысли и идеи вошли в доклад ЮНЕСКО 2005-ого года, который получил название «К обществам знания». Составители описывали новую модель социального развития с учетом концепции непрерывного образования. В обществе развитых технологий обучение — ключевая ценность, а знание — доступно для всех.
В 2021 году ВЦИОМ опубликовал результаты опроса об отношении к непрерывному обучению. 34% респондентов ответили, что согласны постоянно обучаться новому, чтобы не отставать от жизни.
В прошлом году Высшая школа экономики провела исследования на эту же тему. Оказалось, что 19% опрошенных продолжают учебу. При чем возраст респондентов был разным: от 25 до 64 лет. Из них 52% связывают обучение новым навыкам с получением профессии.
После начала пандемии в 2021 году произошел переход на дистанционное обучение в школах. Это стало настоящим стрессом для родителей, учеников и преподавателей. Офисных работников переводили на удаленку или увольняли. Министерство труда сообщило, что всего за время кризиса без работы осталось более 3 миллионов человек. Мелкие предприятия массово закрывались.
Сработал закон естественного отбора: на рынке остались только те, кто смог быстро отреагировать на новый вызов и подстроиться под него. Стало очевидно, что нужно постоянно развиваться, независимо от возраста.
Традиционная система «школа-вуз-работа» уходит в прошлое. Академическое образование уже не дает гарантий, что вы получите престижную должность.
По данным Росстата на 2016-2018 годы, 31% студентов, окончивших вуз, не работают по специальности. Количество выпускников колледжей намного больше — 47%. Основная причина этого явления — знания быстро устаревают.
С развитием технологий растут и возможности для обучения. Можно учиться на онлайн курсах. Интересные данные по этому вопросу представили разные аналитические центры:

Анкетолог: 37% взрослых людей хотят узнавать что-то новое постоянно, из них 23% собираются осваивать профессию онлайн
И поэтому LifeLong Learning стал не просто трендом 21 века, а необходимостью для людей, которые не хотят застрять в прошлом.
Что дает непрерывное обучение
Интеллектуальное и физическое здоровье. Чем активнее человек учится, тем активнее работает мозг, обладающий таким качеством, как нейропластичность. Это способность мозга изменяться и формировать нейронные связи при получении нового опыта и информации.
Устанавливая постоянно новые связи между нейронами, мозг находится в тонусе. По этим причинам процессы старения замедляются. Постоянно обучающийся человек может избежать болезней Альцгеймера и Паркинсона, реже впадает в депрессию и страдает от стресса.
У меня есть хорошая новость для людей, которые любят отговорки в стиле:
- Я ничего не смогу понять в своем возрасте
- Снова учиться…Это сложно
- Ой, у меня вряд ли что-то получится
Исследования нейропластичности показали, что она сохраняется всю жизнь, как пишет Норман Дойдж, доктор медицинских наук.
Профессиональный рост, карьера в новой сфере. Обучаться новому можно по своей специальности или в незнакомой сфере. Каждый выбирает сам. В любом случае постоянное обучение дает преимущество: можно претендовать на высокую должность и доход.
Способность к постоянному обучению и развитию — один из навыков, который работодатели ценят более всего на рынке труда. Другими, не менее ценными, навыками являются, по результатам исследования HeadHunter:
- критическое мышление
- эмоциональный интеллект
- креативность
- способность решать комплексные проблемы и вести переговоры с людьми
Они выходят за рамки академического образования и требуют постоянного развития.
Расширение социальных контактов. Из школьного курса обществознания известно, что человек — существо биосоциальное, а общение — одна из его базовых потребностей.
Школа-вуз-работа-дом. Долгие годы мы общаемся с одними и теми же людьми: родные, друзья по школе или институту, коллеги.
Постоянное обучение дает возможность расширить этот круг. Можно познакомиться с единомышленниками и экспертами.
Обсуждение общих тем принесет удовольствие и вдохновит на дальнейшую учебу. В будущем такие полезные контакты могут сыграть вам на руку. Кто-то порекомендует вас как хорошего специалиста своим знакомым. Сарафанное радио заработает в полную силу.
Расширение кругозора и эрудиции. Образование — это всегда новые знания. Расширяя кругозор, вы становитесь интересным собеседником. С вами приятно говорить на разные темы. Представления о жизни становятся полнее.
В истории много ярких примеров людей, которые обладали обширными познаниями, много учились и внесли вклад в развитие науки и общества. Один из них — Ломоносов Михаил Васильевич.
Его имя у всех на слуху. Это был человек энциклопедических знаний. Для него учеба была как воздух необходимой. Он разбирался в естественных, точных и гуманитарных науках. Свободно разговаривал на 10 языках. Его оды изучают на уроках литературы в школе. Благодаря его знаниям в Российской империи в 1755 году появился первый университет.
Эрудиты, имея глубокие познания в разных областях, быстрее находят решения для сложных и неоднозначных задач. Они понимают то, что знают, и успешно применяют это на практике.
Ещё LifeLong Learning позволяет человеку развить навыки, которые пригодятся в жизни:
- Самоконтроль
- Самодисциплина
- Умение расставлять приоритеты
- Умение распоряжаться своим временем
- Предприимчивость
- Инициативность
Концепцию LifeLong Learning отличают добровольность и целеустремленность. С ее помощью любой человек может удовлетворить свои профессиональные амбиции, а также естественное любопытство и потребность в самовыражении.
Обучение делает жизнь насыщенной и интересной. Дарит возможность самореализации и внешнего признания. Появляется ощущение, что ваше существование наполнено глубоким смыслом и каждый день проходит не зря. Эмоциональный фон выравнивается. Здесь можно вспомнить слова писателя-сатирика М. Задорнова, который часто повторял: «Для чего нужно образование? Да чтобы было радостней жить!»
Как работает головной мозг человека
Человеческий мозг — хитрый и противоречивый механизм. Если знать особенности его работы, можно объяснить наши реакции и действия. А также сделать обучение эффективным.
Мозг не любит тратить энергию. Несмотря на то, что в процессе эволюции мозг усложнился, он все равно заточен на инстинктивные действия. То есть действия, которые мы выполняем автоматически. Поэтому он всё упрощает. Ему нравится состояние расслабленности.
Российский нейробиолог Илья Мартынов утверждает, что мозг обеспечивает работу нервной системы и тратит на это около 25% энергии. Это слишком дорогой процесс. Он быстро устает, начинает хитрить.
Воспроизводит шаблонные действия и поведение, которые формируются у нас в течение жизни. Например, возвращаясь с работы, мы ужинаем, затем садимся отдыхать. Смотрим сериалы или заходим в социальные сети. И так по кругу.
Такое явление называется динамическая стереотипия. Мы выполняем привычное действие, успокаиваемся и расслабляемся. Мозг в этот момент прекрасно себя чувствует, потому что находится в зоне комфорта и не тратит слишком много энергии. Так можно объяснить отсутствие мотивации к обучению или работе.
Эту особенность активно используют авторы краткосрочных курсов. Они обещают, что научат вас всему за 1-2 месяца. После чего вы будете получать высокую зарплату, объедете весь мир, купите шикарную машину и дом в престижном месте.
Люди реагируют на такую рекламу, потому что мозг дает сигнал: «Обрати на это внимание, как всё быстро и просто». А потом разочаровываются, потому что ожидания расходятся с реальностью.
У меня тоже был такой опыт. После университета хотела работать по специальности и не смогла. Даже вставала на учет в центр занятости. Сотрудники не нашли ни одной вакансии. Долго думала и наконец решила идти на курсы по флористике. Выбрала. Записалась. Студия, где они проходили, обещала трудоустройство после завершения курса. На это я и польстилась. Занятия проходили по субботам по 6 часов. Всего вышло полтора месяца, то есть 5 суббот. Но получила только разочарование:
- Приходилось дополнительно оплачивать цветы из своего кармана
- Знания оказались настолько поверхностными, что их нельзя назвать даже базой. Обучаться пришлось уже в салонах, где работала
- С трудоустройством никто не помог. После завершения занятий я искала работу самостоятельно три недели
Записаться на курс в школе Сергея Трубадура решилась только спустя четыре года. Когда прошли первые негативные эмоции от потери денег и времени. Но в этот раз выбирала тщательно: изучала сайт, искала отзывы, подписалась на группу. Предварительно прошла бесплатный курс «Путь к свободе — через слово».
Решиться на обучение непросто. Часто можно услышать такие отговорки:
Хитрый мозг быстро понимает, что вы затеяли энергозатратное для него дело и подкидывает в сознание такие мысли.
Это одна из самых опасных ловушек, в которую попадают люди. Потому что если не обучаться, мы окажемся в мире, который ярко описал Рэй Брэдбери в романе-антиутопии «451° по Фаренгейту»: «…вещи обрели массовость, они стали проще. Дайджесты. Таблоиды. Всё сводится к плоским шуткам, комиксам, простейшим концовкам. Школьные программы сокращены, дисциплина упала, всякие там философии, истории, языки выброшены на свалку. Зачем учиться чему-то ещё, кроме нажимания кнопок, щелканья переключателей и завинчивания гаек?»
Это мир потребления, где все действия доведены до автоматизма. Где человек живет только инстинктами, а его личность разрушается. Сомнительная перспектива. Поэтому, по словам Ильи Мартынова, интеллектуальный рост заключается в том, чтобы превзойти самих себя.
Мозг учится всю жизнь. Этому способствуют эволюционное развитие и естественный отбор. Об этом написал французский нейробиолог Станислас Деа́н в своей книге «Как мы учимся»: в мире выживают только те, кто быстро адаптируется к изменениям в окружающей среде. Действуя фиксировано, мы можем не заметить опасность.
Помните, что мозг любит экономить энергию, а значит к обучению его нужно постоянно подталкивать. При этом направлять его внимание только на ту информацию, которая нужна вам, иначе он усвоит вредные привычки.
Советский и российский нейробиолог, доктор биологических наук Татьяна Черниговская утверждает: чтобы мозг учился, он должен выполнять сложные задачи. К таким задачам она относит:



По этой причине лучше выбирать курсы, которые длятся от 5-6 месяцев до 1 года. Обучение на долгосрочных курсах — одна из таких сложных задач. Первый месяц вы осваиваетесь и привыкаете. Затем начинается погружение в материал по схеме от простого к сложному. Теория подкрепляется практическими заданиями: вы пробуете их делать, ошибаетесь, разбираете ошибки, снова делаете. Мозг начинает активно выращивать новые связи между нейронами. Их количество составляет около 100 миллиардов. Поэтому обучение для мозга — это бесконечный процесс.
Можно учиться и самостоятельно. Но в открытом доступе так много разной информации, что вопросы роятся в голове, как пчелы в улье:
- А что из этого стоит читать?
- Можно ли верить этому автору?
- А пригодится ли мне потом эта информация, смогу я её применить в работе или нет?
- А с чего лучше начать?
Мозг терпеть не может состояние хаоса и неопределенности. И будет вас тормозить до того момента, пока желание что-то изучать не пропадет окончательно. Поэтому самостоятельное обучение подходит людям с железной силой воли и хорошо развитой самодисциплиной.
Американский исследователь мозга и молекулярный биолог Джон Медина выделил ещё несколько особенностей мозга.
Во-первых, мозг лучше обучается, если учеба подкреплена положительными эмоциями. Они провоцируют выделение в организме дофамина. Это один из гормонов счастья, который отвечает за любознательность, мотивацию и настрой на успех. Дофамин дает сигнал мозгу, что информация важная, и тот её запоминает.
Во-вторых, в состоянии стресса мозг игнорирует любую информацию. В крови выделяются гормоны адреналин и кортизол, которые разрушительно влияют на когнитивные способности и здоровье. Например, выброс большого количества адреналина может спровоцировать инсульт или сердечный приступ при хроническом стрессе.
В-третьих, мозг не может работать интенсивно долгое время. У него есть определенный запас энергии, который называется «когнитивным ресурсом». Как только он заканчивается, мозг требует перерыв, чтобы восстановить его. Поэтому при учебе важно чередовать два режима: сфокусированный и расслабленный.
В-четвертых, физические нагрузки и сон положительно влияют на функционирование мозга. По словам Медины, чем больше мы будем заниматься спортом, тем крупнее и сложнее он станет. Во сне же мозг работает активнее: он сортирует полученные за день знания и перераспределяет нейронные связи. А затем откладывает нужную нам информацию в долговременную память.
Практические советы, как поддержать мотивацию при длительном обучении
Обучение — сложный и энергозатратный для мозга процесс. И иногда приходится заставлять себя, чтобы сесть и посмотреть урок, а после выполнить домашнее задание. Постепенно накапливается усталость и раздражение. Но есть много способов, как поднять мотивацию к учебе.
Как следует высыпайтесь. Оптимальная продолжительность сна — 7-9 часов. За это время мозг восстановит энергию и отсортирует информацию, полученную днем.
Замечательно, если вы привыкнете вставать до звонка будильника. После хорошего сна вы будете чувствовать себя бодрыми и энергичными. Настроение улучшится. Учеба будет продуктивной.
До чего доводит хронический недосып покажу на примере. Кардинал Ришелье спал в сутки не более 2-3 часов. Его нервная система дала сбой: он часто впадал в апатию. Мог прилюдно расплакаться по поводу и без. Нервные срывы стали для кардинала обыденным явлением. Здоровье, и без того хрупкое, было подорвано ещё сильнее. Начались проблемы с желудком. Частые и сильные головные боли приводили к лихорадке и мигреням. Врачи только разводили руками. И уже в 40 лет он выглядел лет на 60-70. В последние 2 года жизни Ришелье передвигался только на носилках. За 18 лет он часто пытался подать в отставку. И это вовсе не попытки манипулировать королем, как можно подумать после прочтения «Трех мушкетеров». Настоящая причина — хроническая усталость и депрессия.
Сон — наше лекарство и от нервного напряжения, и от плохого настроения. Лучше как следует поспать, чем потом мучиться от многочисленных болезней, как у Ришелье.
Занимайтесь спортом. Делайте по утрам зарядку, ходите в бассейн, бегайте.
Находите и изучайте интересные для себя виды спорта по выходным: танцы, верховую езду или что-то ещё. Чередуйте их. При этом в мозге будут активно появляться новые нейронные связи и он будет развиваться.
Длинное учебное занятие разбавляйте 5-минутками, во время которых можно сделать пару несложных упражнений. При любой физической активности к мозгу поступает кровь и он начинает активно работать. Кроме того, в организме происходит выброс дофамина, который как раз помогает поддержать интерес к учебе и отвечает за нашу любознательность.
Чаще гуляйте на природе и проветривайте помещение, где занимаетесь. Свежий воздух — источник необходимого всем кислорода.
Прогулки в лесу или парке способствуют созданию правильной мотивации и снимают стресс. Сама стараюсь почаще выбираться на улицу. У нас рядом с домом есть парк с интересным названием «Утиное озеро». Там можно прогуляться среди высоких сосен и полюбоваться на больших важных уток и маленьких пушистых утят.
Перед занятием утолите голод и жажду.
Добавьте в свой повседневный рацион продукты, которые содержат аминокислоту тирозин. Она улучшает когнитивные способности человека (внимание и память), отвечает за хорошее настроение и способствует выработке дофамина. К продуктам, содержащим тирозин, относятся:
- Сыры, йогурты, молоко
- Семена, орехи и бобы (миндаль, фасоль, фисташка, кедровые орешки, грецкий орех, кунжут и арахис)
- Рыба (тунец, треска, скумбрия, лосось, форель)
- Нежирное мясо (курица, свинина, говядина)
- Морепродукты
- Фрукты: бананы и авокадо
- Горький шоколад
Чтобы обезвоживание не отвлекало от учебы держите под рукой чистую прохладную воду.
Сформулируйте цель обучения. Помните, что мозг не любит неопределенность и лучше работает, если есть эмоциональные стимулы. Поэтому цель должна быть конкретной, достижимой и основанной на одной из базовых эмоциональных потребностей (выживание и безопасность, внешнее признание, самореализация).
При обучении в «Кузнице бизнес-авторов» такими целями может быть:
- Учусь, чтобы освоить удаленную профессию. Я смогу проводить больше времени с семьей.
- Хочу построить карьеру и выйти на уровень дохода не менее 50.000.
- Хочу за год обучиться работе с текстами, чтобы переехать в другую страну с высоким уровнем жизни.
- Учусь, чтобы поддержать свое интеллектуальное здоровье и заработать на безбедную старость.
Обучение, встроенное в мечту, способствует проявлению внутренней мотивации. Для этого используйте визуализацию. Мысленно представляйте свою цель.
Подумайте, что вы получите после того, как учеба завершится: работу с высоким доходом, возможность путешествовать, социальное признание или творческое самовыражение. Повесьте на стену картинки, которые будут отражать ваши желания. Много вдохновляющих иллюстраций можно найти на сайте Пинтерест.
Организуйте рабочее место и избавьтесь от раздражающих факторов. Комфортное учебное пространство — залог эффективной учебы и здоровья.
Чтобы его обустроить, нужно:
- Подобрать удобную мебель: стол и стул (лучше ортопедический, чтобы потом не появились проблемы с позвоночником).
- Выставить мебель у окна, чтобы было хорошее освещение.
- Во время занятия отключить всё, что отвлекает: телевизор и звук на телефоне.
- Закрыть лишние вкладки на ноутбуке или компьютере.
- Убраться на рабочем столе: выбросить мусор, бумаги и лишнюю канцелярию аккуратно разложить по ящикам.
- Оставить только то, что вызывает приятные ощущения или воспоминания: например, сувенир из недавней поездки.
- На стену рядом повесить вдохновляющие иллюстрации или фото. Можно с цитатами, которые вы любите больше всего.
- Навести порядок на рабочем столе ноутбука или компьютера.
Учитывайте при организации учебного пространства психологию цвета. Порадуйте себя яркой канцелярией. На стол поставьте цветущее комнатное растение. Поэкспериментируйте. Преимущество лучше отдать оранжевому или желтому. Эти цвета поднимают активность и хорошее настроение. Красный используйте по минимуму, так как он вызывает тревожность и беспокойство.
Если у вас семья, поговорите с родными. Объясните им важность обучения. Попросите, чтобы они вас не отвлекали во время занятий.
На некоторых людей тишина давит. Поэтому можно включить фоновую расслабляющую музыку. На YouTube найдется много музыкальных подборок, предназначенных для учебы и работы.
Составьте график занятий. Не стоит сразу бросаться в учебу с головой и сутками пытаться выполнить все задания. Это быстро приведет к усталости и выгоранию.

Лучше заниматься не более 2-3 часов в день. Каждый час обязательно делайте перерывы на 5-10 минут с полным переключением внимания на другую деятельность. Можно, например, сделать разминку или полежать, поиграть с домашним питомцем или сходить за чаем, порешать головоломки или уделить внимание хобби. Мозгу нужно снять напряжение и немного перезагрузиться.
Используйте техники тайм-менеджмента:
- Техника помодоро (25/5/25): поставьте таймер и занимайтесь 25 минут. Затем сделайте перерыв на 5 минут и поработайте ещё 25. Повторите этот цикл 4 раза.
- Техника «Съесть лягушку». Её автор — Брайан Трейси , американский психолог. Суть в том, чтобы сначала делать самые неприятные и сложные задачи. Вы почувствуете подъем энергии и бодрости от мысли, что самое сложное осталось позади.
Чтобы включиться в учебу, используйте правило 10 минут. Для этого поставьте таймер и начните заниматься.
Скажите себе, что будете выполнять задание ровно 10 минут. Скорее всего за это время вы увлечетесь процессом и не захотите останавливаться. Если использовать это правило регулярно, можно выработать полезную привычку — без труда начинать любое новое дело. Вы приучите себя действовать.
Фиксируйте и анализируйте свои достижения и ошибки. Заведите ежедневник или блокнот, в который регулярно записывайте:
- Время, за которое сделали задание.
- Список задач на день.
- Свои ощущения: от выполнения каких задач вы почувствовали подъем, а что вызвало сложности, какие темы понравились больше, какие — не вызвали энтузиазма.
Не забывайте отмечать ошибки, при этом продумывая пути их решения.
Такая рефлексия способствует формированию внутренней мотивации. Учебный процесс пойдет быстрее и будет эффективнее, так как вы для себя уже будете четко понимать, какие у вас есть проблемы и как от них избавиться.
Придумайте приятные ритуалы перед занятием и поощряйте себя за выполненные задания. Это позволит развить внешнюю мотивацию. Вариантов очень много: можно посмотреть небольшое смешное видео или выпить чай с шоколадкой. После завершения особо сложной задачи купите то, что вы давно хотели или сходите с друзьями в кафе.
Главное, чтобы это приносило удовольствие и ассоциировалось с учебой.
При этом начнет действовать дофаминовая система. Как только вы испытаете положительные эмоции, уровень дофамина повысится. Мозг получит сигнал о том, что обучение — это процесс, которым вы наслаждаетесь, и заработает эффективней.
Ведите конспекты разными способами. Монотонные и однообразные записи вызывают скуку и раздражение. К ним не хочется возвращаться. Но существует много способов делать конспекты так, чтобы информация быстро запоминалась и с ней было интересно работать.
Один из них — скетчноутинг. Этот способ придумал Майк Роуди, дизайнер и иллюстратор.
В основе конспекта — скетчи, или визуальные заметки, состоящие из текста, рисунков и других графических элементов (рамок, линий, стрелок).
Выделяйте главные мысли в длинной лекции, придумывайте к ним ассоциации и зарисовывайте. Используйте цветовые маркеры. При ведении конспекта таким образом развивается активное слушание и чтение, а также творческое и критическое мышление.
Метод Корнелла. Возьмите лист формата А4, проведите 2 горизонтальные линии: одну — наверху (там впишите дату и заголовок), другую — внизу (для итоговых заметок по теме).
Середину листа разделите вертикально. В правую широкую колонку записывайте все сведения, которые содержатся в занятии. Затем в левую перенесите из них важные данные: определения, даты, имена, правила и техники.
Метод кластеров. Это рукописная интеллектуальная карта.
В центр листа поставьте тему занятия и обведите в рамку или овал. По мере изучения урока присоединяйте к центру с помощью прямых линий крупные смысловые единицы, непосредственно связанные с темой. К ним добавляйте новые небольшие блоки, которые будут раскрывать тему. Получится что-то вроде виноградной грозди.
Метод боксов. Разделите лист А4 на неровные квадраты и прямоугольники. В каждый из них заносится вся информация по отдельным тематическим разделам занятия.
Один квадрат или прямоугольник соответствует одному разделу.
Не пытайтесь сделать всё идеально. Из-за стремления довести каждую мелочь в домашнем задании до идеала в голову начинают навязчиво лезть мысли:
Это нездоровый перфекционизм, который приводит к разочарованию, стрессу и низкой мотивации. Вы тратите много времени впустую. Заметив за собой это состояние, последуйте советам:
- Учитесь в комфортном темпе.
- Отмените излишнюю требовательность к себе.
- Разрешите себе ошибаться. По обратной связи вы поймете, как исправить ошибку и куда двигаться дальше.
Обучение сразу пойдет легче и продуктивней.
Найдите единомышленников в той сфере, в которой обучаетесь, на тематических форумах или в социальных сетях. Проще и интереснее достигать целей с тем, кто также стремится к новым знаниям. Если вы потеряете мотивацию, этот человек вас поддержит и наоборот. Регулярные беседы с новыми знакомыми позволят обменяться впечатлениями и достижениями.

Ещё один вариант поднять интерес к обучению — завести страницу или группу в социальных сетях. Делитесь там своими успехами и мыслями, которые посещают во время занятий. Указывайте в постах сроки, когда нужно выполнить задание. Зная, что вас читают друзья и другие люди, будет сложнее игнорировать учебу.
Отдыхайте. Важно научиться правильно отдыхать. Во время отдыха мозг восстанавливает свой когнитивный ресурс — энергию, перераспределяет нейронные связи и сортирует информацию. В расслабленном состоянии вас могут посетить неожиданные идеи или решения.
Составьте список занятий, которые уже помогали вам восстановить силы. Чередуйте их и добавляйте что-то новое.
Пробуйте разные хобби. Например, 5-й герцог Ришелье, когда был градоначальником Одессы, совмещал основную деятельность с садоводством. Его стараниями к 1814 году улицы города засадили белыми ароматными акациями, саженцы которых Арман Эммануэль выписывал из Европы. Он раздавал их всем жителям бесплатно, но требовал, чтобы за растениями был правильный уход. Вот так хобби этого уникального человека преобразило Южную Пальмиру.
Смените обстановку и не думайте о занятиях. Хороший вариант для этого — путешествия.

Я сама люблю такие вылазки. В последние 4 года ездила 5 раз в Казань. Мы с подругой посетили Болгар, Йошкар-Олу и Свияжск. В планах на это лето съездить в Заволжье, Владимир, Чебоксары и Семенов.
В 2022 году ВЦИОМ провел опрос среди россиян на тему отдыха. 35% респондентов на досуге общаются с друзьями или проводят время на природе. 31% россиян читают книги и смотрят любимые фильмы и передачи. Нет постоянных увлечений у 27% опрошенных. В меньшей степени россияне занимаются садоводством и кулинарией. А также редко ходят музеи и театры.
Иногда бездельничайте, но не злоупотребляйте. Эта полезная привычка поможет восстановить физические и моральные силы. Вы сможете разобраться в себе и своих ощущениях. Полностью расслабитесь и избавитесь от негатива.
Смотрите мотивирующие фильмы про учебу и читайте истории успешных людей.
Это источник вдохновения, новых идей и решений. Можно посмотреть, например, американскую комедию «Стажер» 2015-го года. Главный герой, 70-летний Бен Уитакер, решает устроиться стажером в интернет магазин одежды. В начале фильма он говорит: «Я вышел на пенсию, моя жена умерла. В связи с этим у меня появилось много свободного времени. Я пришел к выводу, что самое главное — продолжать двигаться».Теплая дружелюбная атмосфера фильма, разбавленная комичными моментами, поднимает настроение.
Книги про жизнь успешных людей вдохновляют на собственные свершения. Изучайте биографии современников или исторических личностей. А в трудах профессиональных авторов, связанных со сферой вашего обучения, вы найдете конкретные советы и примеры, которые могут в будущем пригодиться.
Заключение
Древнегреческий поэт-баснописец Эзоп утверждал, что учиться никогда не поздно. И он прав. Постоянное обучение важно для людей всех возрастов, так как делает жизнь насыщенной и яркой. Позволяет реализовать свои возможности в новой сфере и приспособиться к информационному обществу.
А вернуть мотивацию к учебе помогут:
- Регулярные физические нагрузки
- Полноценный сон
- Включение в рацион продуктов, повышающих уровень дофамина
- Чередование интенсивного режима и отдыха
- Общение с единомышленниками
- Отказ от негативных установок в стиле «У меня ничего не получится»
- Грамотное планирование занятий с использованием техник тайм-менеджмента
- Рефлексия по итогам проделанной работы
- Ведение конспектов разными способами
- Грамотная организация рабочего места
- Конкретная и достижимая цель, которую вы визуально представляете
- Приятные ритуалы, которые ассоциируются с обучением и приносят удовольствие
Общий итог подведу словами из фильма «Стажер»:
учитесь, пока поет ваша душа.
Автор: Татьяна Шилова
===
P.S. Подписывайтесь на телеграм-канал Сергея Трубадура https://t.me/troomarketing