Практически каждый человек, мало-мальски активный в интернете, знает о существовании «копирайтинга». Неудивительно: работа с текстами — самый массовый сегмент рынка онлайн-профессий.
Здесь задействованы сотни тысяч, если не миллионы человек!
(Не факт, что все эти 3 миллиона исполнителей активны прямо сейчас — но как минимум 500 тысяч продолжает работать только на этой, самой крупной бирже контента.)
Тексты нужны везде: на сайтах, в соцсетях, для email-рассылок и мессенеджеров, даже для сценариев видео. То есть, работы — море.
Впрочем, и так называемых «копирайтеров» тоже море. Конкуренция сумасшедшая, и чтобы выйти из нее, первым делом тебе надо разобраться в правильной, корректной и рабочей терминологии. Ведь представителям разных текстовых профессий и платят по-разному.
Давай поговорим об этих профессиях, начав с самой простой.
-
Рерайтер
Представь себе картину: зима, мороз, ярко светит холодное солнце. Но стройплощадке пустынно: все строители попрятались в вагончик и пьют чай (или чего покрепче? :))
И только один подсобник железным ломом долбит заскорузлую землю. Лом тяжелый и холодный, пальцы в хлопчатобумажных перчатках промерзают насквозь, лицо раскраснелось, но он угрюмо, со злостью продолжает долбить твердую как камень землю…
Если говорить о нашем рынке, то такой рабочий — это рерайтер. Он делает несложную, не требующую особого ума, но рутинную, изматывающую и копеечную работу: переписывает своими словами чужой текст. Ему нужно сохранить исходный смысл, но сделать так, чтобы в новом тексте не осталось фраз из исходника.
Зачем это нужно заказчикам? Ради экономии. Дешевле взять чужую статью и отрерайтить ее, чем написать новый авторский материал. То есть, рерайтинг придумали именно для того, чтобы платить авторам меньше!
В начале онлайн-карьеры я взял один заказ на рерайтинг — примерно 15 небольших статей. Мне показалось, что это легкая работа и я быстро с ней справлюсь. Но как же я ошибался 🙂
С трудом и отвращением закончил тогда я заказ и зарекся когда-либо иметь дело с рерайтингом. Ведь написать свою статью интереснее, это не так выматывает как переработка чужого контента, а платят за авторские статьи лучше.
И ты, коллега, ради всего святого: не ходи в рерайтинг. Твои здоровье, время и нервы стоят дороже, уж поверь мне!
-
Веб-райтер
Именно это направление чаще всего ошибочно называют «копирайтингом». Просто потому, что в начале становления рынка заказчики не стали особо заморачиваться, выбирая между понятиями «журналист» и «копирайтер» — и в итоге откровенная чушь стала нормой для рынка.
Когда я, будучи статейным автором и стремясь в продающие тексты, понял, что никакой я не копирайтер, то взял на вооружение термин «веб-райтер». Он тоже не идеальный, но по крайней мере позволят отличить автора информационных статей от создателя рекламных текстов.
Итак, веб-райтинг — написание информационных текстов для интернет-задач. А основной формат таких текстов — СТАТЬИ (есть еще посты, рассылки и не только).
То есть, веб-райтер — статейный автор. Чаще всего он пишет статьи, отвечающие на конкретные запросы читателя (например: «Как вылечить грибок на ноге» или «Зачем фрилансеру открывать ИП»).
По сути, веб-райтер — это веб-журналист, хотя в журналистике стандарты повыше (лишь топовые веб-райтеры достигают их).
Еще один корректный термин, который тебе стоит сразу взять на вооружение, это авторский текст. Так я называю всё то, что не является рерайтингом или плагиатом.
На тех ресурсах, где «копирайтеры» пишут любые тексты, авторский текст называют… «копирайтингом». Да, тоже копирайтингом!
По типу: «рерайтинг не нужен, только копирайтинг». Или еще хуже: «рерайт не нужен, только копирайт» (хотя «копирайт» — это значок авторского права, ©).
Со временем ты научишься не плеваться, когда будешь видеть такое издевательство над терминологией. Просто возьми на вооружение корректные термины: «веб-райтер» и «авторская статья».
-
Веб-копирайтер
Если 90% текстов для интернета готовят веб-райтеры, то какие задачи у веб-копирайтеров? По сути, те же, что и раньше: создание рекламных текстов. Как правило, текстов прямой рекламы — продающих.
Не буду сейчас подробно расписывать специфику этой профессии: пока тебе это и не нужно. Важно, чтобы ты понял: истинный веб-копирайтинг заметно отличается от веб-райтинга. У него свои задачи, инструментарий, форматы текстов.
К слову, после газеты мне было довольно легко переключиться на веб-райтинг (ведь, как я писал выше, это направление близко к журналистике). А вот для написания продающих текстов пришлось переучиваться. Потому что они ДРУГИЕ!
А те, кто считает иначе, бросая в кучу и статьи, и продажники, — как правило, дилетанты.
***
Итак, теперь ты знаешь правильную терминологию. И можешь выбрать текстовую профессию под себя.
На каких текстах остановиться? Будет здорово, если ты на хорошем уровне освоишь и статьи, и продажники. То есть, станешь комплексным веб-автором.
Во-первых, ты сможешь предлагать клиентам больше услуг.
Во-вторых, сможешь решать комплексные маркетинговые задачи бизнеса, такие как создание комплектов текстов для автоворонок. Это когда нужны и статьи, и продажники в рамках одного заказа.
Но начинать придется, естественно, с одного направления. И, как ты догадался, это не продажники (и, упаси Господи, не рерайтинг), а СТАТЬИ.
Да, сперва тебе нужно освоить веб-райтинг. Почему так?
Дело в том что для статейных авторов на порядки больше работы. Если продажники нужны время от времени, то информационные тексты — всегда. Причем как для бизнеса, так и для чисто информационных сайтов (копирайтинг — только для бизнеса).
А во-вторых, и это главное, начать со статей заметно ПРОЩЕ. Особенно если ты ничего не писал для этого.
Легкий старт — это то, что привлекает в веб-райтинг тысячи новичков. Правда, для нормальных заработков придется сильно вырасти. Куда именно, я расскажу завтра.
А пока вернемся ВК. Перейди по ССЫЛКЕ и выскажись под постом: перевернулось ли твое понимание терминологии?