В детстве у меня была папка для сокровищ. Когда в руки попал красочный журнал «Огонек», я буквально заболела собирательством. Иллюстрации великих полотен Тициана и Рафаэля, Караваджо и Ван Эйка, печатавшиеся на его центральном развороте, стали украшением детской коллекции, папка росла.
С красочных иллюстраций знаменитых художников начиналось знакомство со СМИ. Передо мной открывался мир журналистики с его увлекательными репортажами, интервью, обзорами. Я зачитывалась новинками литературы и смелыми публицистическими статьями, с нетерпением ждала выхода новых кроссвордов и юмористических колонок. Было что почитать и в газетах, не только программа телепередач интересовала в них.
Постепенно стала задумываться о том, какой же труд стоит за каждым номером любимых изданий, что за люди работают над их выходом в свет. И конечно, примеряла на себя роль редактора.
Сейчас я уже далеко не ребенок, но мне по-прежнему интересно, какой человек способен возглавить редакцию? Что нужно предпринять, чтобы стать главредом? Какими качествами и навыками обладать? Что за требования предъявляет эпоха цифровых технологий к профессии редактора? Об этом и сопутствующем данная статья.
Немного истории. О роли главных редакторов
Представление о роли главного редактора в судьбе СМИ, прежде всего, поможет составить история самых ярких изданий.
«Огонек» — журнал со 120-летней историей. Он основан в 1899 году, как издание для семейного чтения. Люди «собирались у огонька» семьями и с удовольствием читали. С «Огоньком» выросло, получается, больше десяти поколений.
Выпуски «Огонька» разных лет. Меняется оформление, неизменным остается интерес к журналу
Яркой биографией журнал обязан знаменитым главным редакторам. Его возглавляли: писатель и публицист Михаил Кольцов; Евгений Петров (один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка»); поэт Алексей Сурков.
Триумфальным для журнала стал 1986 год, когда главным редактором назначили Виталия Коротича. Известный украинский поэт сыграл ключевую роль в возрождении издания. За пять лет под его руководством тираж поднялся на невиданную высоту: с 400 тысяч до 4,5 миллиона экземпляров. Номера сдавали в печать за неделю до выхода в свет, чтобы типография «Правды» успевала их напечатать в срок.
Читатели с нетерпением ждали выхода статей Владимира Глотова, Константина Смирнова, Артема Боровика, Владимира Вигилянского, Олега Хлебникова, Валентина Юмашева, Юрия Щекочихина. Страна жадно вчитывалась в публикации Владимира Войновича, Бориса Можаева, Василя Быкова, Юрия Кублановского, Бориса Васильева, Натальи Ивановой.
Если в эпоху застоя подписку на «Огонек» оформляли в добровольно-принудительном порядке, то в конце 80-х годов купить заветный номер было удачей.
Хвалебные оды я пою и другим журналам своей молодости. Незабвенная «Юность» — еще одно легендарное издание. В моей семье боролись за право первыми прочесть долгожданный журнал, читали и перечитывали его от корки до корки.
«Юность» с годами не постарела. Дизайн журнала практически не меняется на протяжении 65 лет
Первый ее номер вышел в свет в 1955 году тиражом около 100 тысяч экземпляров.
Во главе редакции стоял тогда Валентин Катаев.
С его легкой руки прославились Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Василий Аксенов, Анатолий Гладилин.
Зенита славы «Юность» достигла, когда в редакцию пришел Андрей Дементьев.
Талантливый поэт и, как оказалось, успешный главный редактор увеличил тираж до рекордных 3,3 миллиона экземпляров. Он вывел в свет новых литературных звезд. В журнале стали печататься Аркадий Арканов, Белла Ахмадулина, Леонид Филатов.
Еще одно звездное СМИ — журнал «Новый мир», основанный в 1925 году. Он стал желанным для читателей благодаря ярким личностям, в разное время занимавшим кресло главного редактора и всем тем, кто его создавал.
В годы «оттепели» идейным лидером и вдохновителем издания стал Александр Твардовский.
Его «Новый мир» — ярчайшее издание тех лет. В 1962 году на страницах журнала появилась повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Произведение неизвестного на тот момент рязанского писателя стало вехой в литературной и политической жизни страны.
Твардовский как главный редактор выражал активную позицию журнала в литературных и общественных вопросах. Он принял на себя бурную критику в СМИ, жесткую закулисную борьбу. Александр Твардовский был отстранен от занимаемой должности в 1970 году и вскоре умер.
В 1986 году к руководству «Новым миром» пришел писатель Сергей Залыгин.
Ему удалось поднять тираж журнала до 2,7 миллиона экземпляров. Успех издания обеспечила публикация запрещенных ранее произведений. Среди них — «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова. Читатели впервые увидели напечатанные не «самиздатом» «Архипелаг Гулаг», «В круге первом», «Раковый корпус» Александра Солженицына.
Это было время, когда люди читали «запоем» ночами, записывались в очередь, чтобы на следующий день передать желанный номер СМИ другому книголюбу. «Новый мир», «Иностранная литература», «Знамя», «Наш современник» — названия самых любимых толстых журналов тех дней.
У всех этих изданий — богатая история, со взлетами и падениями, насыщенная событиями. Во многом она определяется масштабом личности и профессионализмом их главного редактора.
Главный редактор — ключевая фигура в СМИ
Кто же такой главный редактор? Он — ключевая фигура в СМИ. И это не просто тезис. Главред координирует работу редакции, единолично несет ответственность за информационное наполнение издания, его содержание и выпуск. От управленческого таланта главного редактора зависит слаженная работа всех служб редакции.
Мне понравилось, как о роли главреда высказался Иван Колпаков, главный редактор «Медузы» на встрече «Общества главных редакторов» в апреле 2020 года. Он определил эту роль тремя метафорами:
- тренер — нужно уметь правильно расставлять игроков и составлять правильные комбинации под каждую из задач;
- художественный руководитель театра — в его прокуренный кабинет ежедневно приходят плакаться «актеры» и «актрисы» труппы. В издании работают живые творческие люди, которые могут сломаться. И главред для них выступает в роли психотерапевта, чтобы они вышли на спектакль вовремя и хорошо его сыграли;
- шаман — он несет тайное знание, направляет «племя». Бьет в бубен, вдохновляя соратников на работу. «Ведь люди собираются в редакции не для того, чтобы зарабатывать деньги, а чтобы показать свою картину мира. За каждым хорошим изданием стоит большая идея», — подчеркнул Иван.
Главный редактор, без сомнения, представляет лицо издания. Это престижная миссия. Кому-то покажется, что возглавив редакцию, можно взойти на трон, что главред — небожитель, ведущий красивую жизнь. Он регулярно попадает в светские хроники, получает подарки от рекламодателей, ведет переговоры.
Представительские функции входят в обязанности главного редактора. Но это лишь имиджевая часть его деятельности. Главред занимается привлечением инвестиций, работает с рекламодателями, перераспределяет финансовые потоки, на нем лежит ответственность за каждого сотрудника в коллективе.
Но чтобы издание было живым и ярким, имело свое лицо, свой почерк, свой стиль, главный редактор должен быть не только управленцем. Он просто обязан быть хорошо пишущим человеком, вникать во все творческие процессы в коллективе. А еще — чувствовать, какой материал нужен в конкретный момент, находить правильный язык для общения со своим читателем.
Главреду нужно уметь переключаться с творческих процессов на управленческие, быть в курсе всех важных редакционных дел. Причем, не просто переключаться, а быть одновременно везде. Однако во всем нужна мера. Главный редактор в ответе за каждую ошибку своего СМИ, здесь нет других стрелочников. Но попытки тотального контроля всех процессов приводят к физическому и эмоциональному выгоранию. Поэтому для главреда важно правильно делегировать полномочия.
В небольших изданиях сделать это не так просто. Главный редактор возглавляет коллектив,состоящий из нескольких штатных журналистов. Он воистину «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Он — стратег и тактик, журналист и маркетолог.
Редакторат СМИ
В крупных изданиях и медиахолдингах в подчинении у главного редактора находится целый редакторат, каждый из членов которого отвечает за определенный фронт работ.
Литературный редактор
Литературный редактор убирает шероховатости и неточности в статьях авторов, отшлифовывает стиль текстов, приводит в соответствие с жанром издания.
Он борется с грамматическими, смысловыми, стилистическими и фактологическими ошибками. Но редактор не вносит в текст отсебятины только потому, что ему так видится. По согласованию с автором он может более основательно проработать текст:
— изменить объем произведения — сократить, или, наоборот, расширить;
— добавить художественной выразительности;
— сделать его стилистически однородным.
Основные требования к литературному редактору — грамотность, начитанность, внимательность, эрудиция, критическое мышление.
Технический редактор
Технический редактор организовывает, направляет и контролирует все рабочие процессы в редакции, строго следит за сроками их выполнения. В этой профессии административная составляющая преобладает над творческой.
В его компетенции — общение с владельцами других изданий и заказчиками. За четкое распределение обязанностей между членами редакции и неукоснительное их выполнение отвечает тоже он.
От технического редактора ждут аналитического склада ума, ответственности, самодисциплины, умения вести переговоры и знания делового этикета, способности креативно мыслить. Он должен быть коммуникабельным человеком с организаторскими способностями.
Научный редактор
Научным редактором выступает специалист в конкретной области знаний. Например, в медицине, металлургии или даже ядерной физике.
Он проверяет, насколько информация в тексте соответствует новейшим достижениям науки и техники в исследуемой сфере. Литературное редактирование рукописи проводит тоже он. Вместе с авторами материала и техническим редактором устанавливает, какие иллюстрации будут сопровождать текст, решает вопросы технического оформления.
Обычно его приглашают со стороны. Так поступают, когда нужно оценить публикуемый материал с научной точки зрения.
Выпускающий редактор
Отвечает за размещение информации в ленте информагентства, в печатном издании или на интернет-портале. Он — второе лицо в редакции, если отсутствует должность шеф-редактора.
Выпускающий редактор контролирует, чтобы темы материалов соответствовали концепции издания. Он придумывает привлекательные заголовки, составляет тематический план, координирует работу творческой части редакции. Редактор вычитывает текст, правит его и выпускает в свет. По сути, это человек, который призван сделать конфетку из публикуемого материала.
Выпускающий редактор должен быстро и точно работать с гигантскими объемами информации, иметь широкий кругозор и точные знания.
От него требуется умение разглядеть сенсацию, оценить перспективность материала, не допустить искажения информации. Профессиональное чутье приходит обычно с опытом. А выпускающему редактору без него никуда.
Шеф-редактор
Это главный человек в небольшой редакции и второе лицо после главного редактора в крупных СМИ. Шеф-редактор определяет информационную политику издания, организует работу творческого коллектива. В крупных медиахолдингах он отвечает за одно из тематических направлений.
По сути, он связывает руководство издания с творческим коллективом. Шеф-редактор в совершенстве владеет полным спектром как журналистских, так и управленческих навыков.
Главный редактор
Это дирижер творческо-производственного оркестра, которым выступает редакция. Главный редактор отвечает за единую редакционную политику издания, управляет и технической, и творческой службами редакции.
В крупных изданиях главред координирует работу всех редакторов, чтобы редакционный механизм работал четко и слаженно. Противоречивые распоряжения начальников разных служб дезориентируют коллектив. Соблюдение принципа единоначалия в большой редакции —— важное условие правильной работы.
Какой человек способен возглавить редакцию
Требования к кандидату на должность главреда. Профессиональные навыки
Претенденту на должность главреда нужно иметь за плечами опыт руководящей работы в редакциях СМИ. Профильное высшее образование по профессии приветствуется, но не является обязательным для рассмотрения кандидатуры.
Будущему главреду необходимо представлять, как все работает изнутри, по каким законам строится, чтобы контролировать процесс; нужно знать порядок подготовки материала в печать и современные редакционно-издательские технологии.
Для управления интернет-изданиями потребуется знание веб-технологий, умение работать с контентом.
Главному редактору нужно уметь писать тексты в разных жанрах и стилях. Абсолютная грамотность, вплоть до каждой запятой, приветствуется, но не строго обязательна, если в штате имеются литературный редактор и корректор. Однако без чувства стиля и языка не обойтись.
Руководителю издания нужно обладать широким кругозором, высокой эрудированностью и системным мышлением. Это позволяет видеть новое, генерировать идеи, формулировать концепцию работы СМИ. Ему также необходимо разбираться в трендах и иметь «нюх» на то, какая информация может «выстрелить» и повысить рейтинг издания.
Крайне важно уметь работать в условиях многозадачности, решать параллельно творческие и управленческие задачи.
Необходимо знать основы маркетинга, чтобы развивать свое издание, реагировать на изменения потребностей рынка сбыта. Важно обладать финансовой и юридической грамотностью: знать законы, иметь представление о налогообложении и бухгалтерском учете, о работе банковской системы.
Личные качества успешного редактора
Редакция — коллектив творческий. Здесь собраны яркие индивидуальности. Поэтому опытный главный редактор всегда найдет компромисс: важно поддерживать в каждом члене коллектива уникальность и чувство свободы, но и нацеливать на командную работу.
При этом редактору нужно быть открытым для общения, уметь слушать людей. А также проявлять твердость и уверенность в отстаивании интересов издания, не отходить от редакционной политики в угоду рейтингу. Когда решения главреда не зависят от сиюминутного настроения, то коллектив редакции прощает ему, порой, некоторую жесткость характера. Сотрудники понимают, что это, скорее, отеческая строгость.
Главреду для успешной работы понадобятся организаторские способности, умение убеждать, творческий потенциал и хозяйственное мышление, дальновидность, здравомыслие, любознательность и находчивость, пунктуальность и внимательность.
Коммуникабельность и доброжелательность — одно из важных личных качеств руководителя медиа. Нужно поддерживать связи в PR-индустрии, иметь широкий круг знакомств. Это помогает изданию держаться на плаву.
В каких университетах готовят профессионалов такого уровня, и как прокачать нужные навыки?
Где готовят будущих звезд СМИ. Современные требования к редактору
Вопрос, конечно, интересный. Можно успешно окончить престижный вуз и годами пребывать в должности корреспондента или корректора без надежды на повышение. А можно двигаться по карьерной лестнице медленно и уверенно, или же попасть в кресло главреда стремительно, даже не получив диплома гуманитарного вуза. Многое зависит от таланта, упорства в достижении цели и масштаба личности будущего главреда. И конечно, от его величества случая.
Как становятся главредом
Поэт Андрей Дементьев шел к главредству классическим путем. Он окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Работал в «Калининской правде» литературным сотрудником, был зав. отделом комсомольской жизни в газете «Смена», редактором книжного издательства. В 1967 году перебрался из Калинина (Твери) в Москву, через пять лет стал заместителем главного редактора журнала «Юность». В 1981 году Андрей Дементьев сменил на посту главного редактора Бориса Полевого.
У Виталия Коротича карьера складывалась несколько иначе. У него медицинское образование: был сельским врачом, занимался наукой в институте клинической медицины. Второй вузовский диплом получил в институте иностранных языков. Писал стихи. Позже занимал редакторское кресло в украинских журналах «Ранок» и «Всесвiт».
На должность главного редактора «Огонька» он попал по воле случая. Роберт Рождественский наотрез отказался от предлагаемой должности и порекомендовал на нее достойного кандидата — украинского поэта Коротича, который и стал звездным главредом популярного журнала.
Известный советский журналист Алексей Аджубей работал геологом, после войны учился на одном курсе с Олегом Ефремовым в школе-студии МХАТ. В 1947 году поступил в МГУ на факультет журналистики. Вскоре он удачно женился на сокурснице Раде, дочери Н.С. Хрущева. В 1950 году Алексей Иванович пришел работать стажером в спортивный отдел «Комсомольской правды», где стремительно добрался до кресла главного редактора. Шутка того времени: «Не имей сто друзей, а женись как Аджубей».
Но дело не только в удачной женитьбе. Алексей Аджубей был талантливым человеком и профессионалом редакторского дела. В 1959 году он стал главным редактором газеты «Известия» и за пять лет увеличил ее тираж в четыре раза — с 1,6 до 6 миллионов экземпляров. Его газета была одним из символов знаменитой «хрущевской оттепели».
Как видите, даже в советское время не всегда в редакцию попадали выпускники факультетов журналистики, филологии, издательского дела и редактирования.
А вот как можно прийти к главредству в наши дни. Сергей Апресов в 2005 году окончил Московскую финансовую академию при правительстве РФ. Будучи студентом, работал журналистом в ИД «Потребитель». В 2006 году он пришел в штат редакции журнала «Популярная механика» и уже через два года ее возглавил. Вел программу «Дело техники» на телеканале Discovery. У Сергея — свой научно-популярный блог «Объясню за две минуты». С 2016 года он находится на посту главного редактора журнала «Вокруг света».
Для успешной карьеры в СМИ важен не столько профильный диплом, сколько хорошее владение словом, постоянная работа над собой, желание развиваться, умение работать с людьми, личное обаяние, везение, умение оказаться в нужное время в нужном месте и еще много разных и порой непредсказуемых факторов.
Кстати, о последних. В «Новой газете» с 2009 года главного редактора избирают путем тайного голосования сроком на два года. В выборах участвуют все штатные сотрудники. «Новая газета» — независимое СМИ, основным ее владельцем выступает коллектив редакции. 24% акций принадлежат первому президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву и предпринимателю Александру Лебедеву.
С 1995 года главным редактором газеты является Дмитрий Муратов. Он честно побеждает на выборах почти десять лет, хотя шансы быть избранным имеются у каждого. Коллектив доверяет Дмитрию, считает «родным отцом».
В 2017 году Муратов снял свою кандидатуру с выборов. В 2019 году он снова был избран тайным г
олосованием, опередив двух претендентов на должность. За Д. Муратова отдали голоса 74 сотрудника редакции (51,7%).
Качество современного образования
Выпускнику вуза, который переступает порог редакции, нужно смотреть правде в глаза. Никто не ждет начинающего специалиста с распростертыми объятиями. Как сказал главред санкт-петербургского издания «100ТВ» Андрей Радин: «На самом деле, основной наш девиз — придя в редакцию, забудь о том, чему тебя учили на журфаке… Это не потому, что там плохое образование или учат не тому, просто у каждой редакции свои принципы, своя стилистика, под которую придется подстраиваться».
Главные редакторы изданий в своих интервью сходятся во мнении: за последние годы уровень подготовки специалистов на факультетах журналистики сильно упал (впрочем, не только в области журналистики). Чтобы не нести отсебятину, продолжу цитировать Андрея Радина: «Вот что меня поражает — патологическая неграмотность выпускников журфака. Меня убивает, когда человек не знает стилистики, не знает, как правильно ставить знаки препинания или пишет с орфографическими ошибками. Но, к сожалению, это часто встречается и у выпускников других факультетов: грамотность у нас страдает. Я бы усилил филологическую подготовку: больше русского языка, стилистики».
Низкий уровень образования будущих работников редакции — это насущная проблема современных медиа, но не основная. В конце концов, новичка можно со временем адаптировать под концепцию издания, если он умеет творчески и креативно мыслить.
Требования к главредам в эпоху цифровых технологий
Ключевой проблемой последнего десятилетия для СМИ стало стремительное развитие интернета. Всемирная паутина сегодня — неотъемлемая часть повседневной жизни. Она вытесняет традиционные медиа: печатные газеты, журналы и книги, радио и даже телевидение. Теперь информация со всего мира располагается на ладони, которая держит смартфон.
На смену привычным СМИ приходят новые цифровые медиа, которые изменяют стереотипы воздействия на читателя, слушателя, зрителя. Печатные издания еще остаются, но им все труднее держаться на плаву.
Пресс-служба Роскомнадзора в ответ на запрос «Интерфакса» предоставила вот такие данные: на начало 2020 года в реестре зарегистрированных СМИ содержится 42 861 периодических печатных изданий. Для сравнения, в 2009 году было 72 498 зарегистрированных изданий. Получается, что за десять лет печатных СМИ стало примерно на 40% меньше.
Во многом сокращение печатных СМИ связано с экономикой. Снизились доходы из-за перемещения рекламодателей в интернет-пространство. Расходы же, наоборот, возросли из-за инфляции (в частности, из-за постоянного роста цен на бумагу). Тиражи снижаются. Ключевыми игроками рынка СМИ становятся новые интернет-платформы, такие как агрегаторы новостей, социальные сети, мессенджеры .
Многие СМИ сегодня, сохраняя себя в «бумаге», параллельно перемещаются в цифровую медиазону. А в ней уже другие правила игры в борьбе за читателя и в разы усилившаяся конкуренция.
В новых условиях, которые диктует медиарынок, нужны специалисты с навыком успешной работы в медиаиндустрии на стыке разных видов деятельности.
Сегодня востребованы редакторы, которые смогут возглавить новые информационные продукты: сайты, студии, электронные СМИ и издательства.
Сейчас важно не только создавать качественный продукт, интересный для читателя, но и понимать, как лучше его донести. Необходимо:
- знать методы продвижения материалов,
- учитывать статистику: кто читает, с каких устройств заходит на сайт,
- уметь удержать читателя на своем ресурсе.
Причем, с одной стороны, главному редактору потребуется хорошая вузовская база, а с другой — владение новейшими инструментами интернет-маркетинга.
Новые образовательные платформы
В передовых вузах страны специалисты признают недостаточность образования своих выпускников для работы в современных условиях. Они ищут пути решения проблемы, создают новые программы обучения студентов.
В МГУ им. М.В. Ломоносова на базе факультета журналистики в 2019 году открылась учебная программа «Медиакоммуникации». В этом образовательном стандарте учитываются новые тенденции в академической науке и на рынке труда.
Декан факультета журналистики МГУ, член-корреспондент РАО, профессор Е.Л. Вартанова объясняет:
«Обучение медиакоммуникациям построено на фундаментальных знаниях и большом объеме проектной работы по созданию контента и услуг для цифровой среды. Это не совсем журналистика в смысле создания общественно-политической повестки дня и освещения общественно-значимых событий, а новый важный для сегодняшнего этапа развития пласт работы по информационному сопровождению и продвижению в цифровой медиасреде самых разных предприятий».
Образовательные платформы, которые предлагают освоить редакторское мастерство для работы в современных СМИ:
- школа RT на русском «Новые медиа», с января 2020 года доступна и в онлайн-версии;
- курс от компании «Нетология» «Коммерческий редактор/копирайтер»;
- Школа редакторов от Бюро Горбунова, совместный проект Анатолия Горбунова с Максимом Ильяховым;
- и другие.
Если вы пока не решаетесь взять высокую планку главного редактора, можете попробовать силы на курсе «Взлет веб-райтера» в Школе копимаркетинга Сергея Трубадура. За шесть месяцев обучения вы получите базовые навыки для работы в редакции. Научитесь эффективной обработке информационных пластов, освоите приемы выстраивания повествования без логических провалов и стилистических ошибок. Будете заниматься вычиткой и редактурой своих текстов, оформлением и версткой. Кроме того, изучите способы SEO-продвижения текстов, научитесь собирать семантическое ядро, подбирать ключи, работать с мета-тегами.
Какие они, новые главреды цифровой эпохи
На небосклоне цифровых медиа рождаются новые звезды. Вот, например, некоторые из них.
Иван Колпаков, 37-летний главный редактор «Медузы»: после окончания историко-политологического факультета Пермского университета стажировался в Оксфорде. В 27 лет стал учредителем и главным редактором интернет-издания «Соль», руководил отделом спецкорреспондентов интернет-издания Lenta.ru. В 2014 году Иван переехал в Ригу и стал заместителем главреда нового медиапроекта Meduza, с 2016 года он — главный редактор «Медузы».
Полина Накрайникова, главный редактор Лайфхакера [я, к сожалению, не нашла точной даты ее рождения, но по нескольким интервью определила, что ей сейчас где-то 25 лет]. Училась она в Самарском университете на филологическом факультете. Со второго курса работала автором в региональном издании «Большая деревня», чуть позже поступила в его штат новостником и SMM-щиком. В 21 год стала главным редактором «Большой деревни». В 2018 году познакомилась с руководителями Лайфхакера, приехавшими в Самару на фестиваль медийщиков 404Fest. Талантливую активистку заметили и пригласили в штат Лайфхакера. В феврале 2019 года ей предложили должность шеф-редактора. Спустя четыре месяца Полина возглавила издание.
Вадим Елистратов, 31-летний главный редактор DTF.ru — медиа об играх и кино. Учился на факультете «Автоматика и управление» в Санкт-Петербурге. Параллельно учебе писал статьи об играх и кино на LiveJournal, вел свой блог с обзорами игр во Вконтакте и Twitter. На последнем курсе университета пришел в штат журнала «Ваш досуг» в качестве редактора музыкального раздела. Успешным блогером и автором заинтересовалось TJ — российское интернет-издание, агрегатор новостей. Ему предложили сотрудничество, высоко оценив успехи журналиста-самоучки. А вскоре Вадим стал шеф-редактором издания. Три года назад он создал проект о новинках в играх и кино и стал главным редактором DTF.ru.
Талантливые ребята не просиживали в больших редакциях в надежде получить повышение. Каждый из них шел своим путем, брал на себя новые проекты. Сегодня есть шансы сделать успешную и быструю карьеру в медиасфере, особенно в ее цифровой зоне.
«Ну хорошо, — скажете вы. — А как быть тем, кто много учился, отдал журналистике годы, но пока не продвинулся по карьерной лестнице? Или работает в печатном СМИ, которое вскоре закроется из-за убыточности?»
Ваш опыт, фундаментальная база знаний пригодятся в новых медиа. В цифровых СМИ растет запрос на качественный контент и опытных редакторов. Но для овладения новым медиа пространством вам потребуется усвоить и закрепить навыки интернет-маркетолога.
Кстати, печатный глянец еще не вымер как класс. Там тоже ждут крутых авторов. Например, главред журнала «Maxim» Александр Маленков сказал в интервью MediaJOBS.RU, что в его издании ввиду малой информативности на первый план выходит художественность текста. И, как следствие, журнал всегда находится в поиске профессионалов слова.
А еще он добавил, что в большом дефиците специалисты, которые владеют базовой школой журнального дизайна. Нужны профессионалы, которые умеют работать со шрифтами, располагать изображения и информацию на бумаге. Так что вероятность оказаться в нужное время в нужном месте существует всегда.
***
Время диктует свои условия. Вот и поколенческая «Юность» с приходом в нее в 2019 году молодого писателя Сергея Шаргунова стала выпускать цифровую версию журнала, наряду с бумажной. Остается надеяться и верить, что печатные издания отстоят свое право на существование. Согласитесь, хорошую литературу приятно почитать под шорох страниц.
Подобного рода удовольствие у меня вызывают еще настольные игры, когда можно в живой компании в ту же «монополию» сыграть, семейное лото запустить. Это вам не с железякой бездушной сражаться. Прошу заметить, интерес к «настолкам» в последнее время растет. Все-таки чувство осязания ничем не заменить. И да, мне нравится держать в руках журнал, ставить на нем пятна от кофе, брать с собой на лавочку в сквер, вдыхать неповторимый у каждого издания запах типографской краски…
Вообще-то, я — за журналистику на любых носителях: электронных или бумажных, только чтоб она была качественной. Читатель, помимо новостной ленты, желает видеть публицистические статьи, он скучает по ярким репортажам. Ему нужна литература, которая написана красивым русским языком. Он устал от навязчивой рекламы и неуважительного отношения к себе.
Читатель и зритель ждет перемен. У журналистики сейчас непростые времена. Идет слом старой системы и выход к новым возможностям. Неизменным остается одно: главный редактор всегда будет самым важным и уважаемым человеком в издании. От вас, редакторов настоящих и будущих, зависит, куда повернет история медиасферы. Зажгутся ли новые «огоньки», к которым потянется благодарный читатель.
P.S.
- Если вы хотите освоить 6 основных статейных форматов и зарабатывать на написании текстов для бизнеса, приходите в «Кузницу бизнес-авторов».
- 20+ форматов продающих текстов можно изучить в программе «Цех копимаркетологов».
А наш бесплатный курс научит азам и поможет сориентироваться с направлением будущей работы.
Татьяна Воеводина
Последние материалы автора Татьяна Воеводина (смотреть все)
- Интервью с Мариной Петуховой: «Никогда не останавливайся на полпути» - 05/02/2021
- Как стать главным редактором - 06/12/2020