Танец нишевания и универсальности

яблоки

Эта тема относится не только к копирайтингу, но и к любым другим услугам, а частично и к товарам.

Раньше я, как фанат Траута, считал, что нишевание — абсолютное благо. Найди свою лужу специализацию, займи в ней место, стань известным с этой темой — и будешь обеспечен заказами.

При этом коллеги (с текстовых бирж) утверждали ровно обратное: чтобы добиться успеха, нужно иметь как можно более широкую специализацию: и чтец, и жнец, и на дуде игрец.

Кто из нас оказался прав? Как обычно, истина оказалась где-то посередине.

Давайте вспомним →

Плюсы и минусы нишевания

узкий специалист

Самый главный плюс — возможность выделиться (что особенно актуально для высококонкурентных рынков). Выделяйся, или погибнешь, — помните?

Во-первых, наш мозг устроен так, что мы склонны больше доверять тем, кто на чём-то специализируется — чем многоруким Кали. Экспертам в какой-то теме.

Простые примеры от коллег, которых я читаю в Фейсбуке:

- Дарья Манелова — инстаграм

- Калина Яркина — личный бренд

- Елена Коварская — продажи в соцсетях

- Маргарита Замолодская — управление репутацией

Причем этим людям не пришлось десятки лет работать в одной нише — они запомнились мне почти сразу, с первой узкотематической публикации.

Потому что (и это во-вторых) такого эксперта банально проще запомнить. «Так, мне нужен вирусный ролик… кто там заявлял о себе как эксперт по вирусам?»

Особенно хорошо, когда тема достаточно узкая, чтобы в ней было не так много аналогичных узких экспертов. «Продающие тексты» — уже далеко не узко. «Продающие тексты для коммерческих предложений» — уже намного лучше.

И дальше нужно просто пиарить себя в выбранной теме.

Результат: узкий эксперт становится узнаваемым, затем признанным, его рекомендуют даже без личной работы с ним.

Хэппи энд? Не совсем. Есть и минусы:

 

1. Нужно быть действительно экспертом по этой теме.

Как минимум, разбираться в своей теме лучше, чем основная масса универсалов.

И на это погружение нужно время.

В идеале нишевание рождается само собой — из опыта.

Скажем, вы дизайнер и так получилось, что вам часто заказывают обложки для книг. У вас накапливается экспертность, портфолио, признание, и всё, что остается сделать, это заявить о своем УТП.

 

2. Плоды нишевания могут прийти далеко не сразу.

Какое-то время уйдет и на признание вас в выбранной теме. А если вы решение о специализации приняли резко, то можете на какое-то время остаться голодным.

Чтобы этого не произошло, см. прошлый пункт — про органическое создание специализации.

 

3. Неизвестно, достаточно ли «жирна» эта ниша, чтобы вас прокормить.

Может оказаться, что заказов не хватает не то что на масштабирование, а и лично вам.

Особенно в связи со следующим пунктом.

 

4. Узкая специализация нужна далеко не всегда.

И об этом мы поговорим дальше.

 

Когда нужно под ключ

Работа под ключ — это, в первую очередь, удобно для заказчика.

Да, плиточник 6 разряда положит плитку лучше, а электрик с опытом лучше выполнит разводку. Но заказывать у всех по отдельности геморно, откровенно говоря.

Намного удобнее, чтобы одна и та же бригада сделала всё, от стяжки до обоев.

Какая связь с нашей сферой? Самая прямая.

Идеальный для заказчика вариант, когда ему делают всё под ключ: базовый маркетинг, тексты, дизайн, верстка, трафик. Он ставит задачу — получает результат в виде продаж.

Чуть хуже работать отдельно с лендинговым агентством и спецами по трафику.

И совсем уж неудобно всех спецов «выцеплять» по одному (маркетолог, копирайтер, дизайнер, верстальщик, директолог, таргетолог…).

А деление внутри профессии может клиента даже выбесить — дизайнер логотипов и дизайнер лендингов, копирайтер для посадочной и email-копирайтер… Вавилонское столпотворение.

Получается, что узко может быть совсем неудобно.

И есть еще один минус — каждый эксперт работает в рамках своей компетенции и не видит, что у соседа. А еще и тянет одеяло на себя: «Главное текст», «Главное дизайн», «Главное трафик»…

 

Решение — в комбинации

половинки

Во-первых, еще сам Траут дал подсказку: выберите узкую нишу, но дайте в ней широкий ассортимент.

Например, мы в Агентстве частично специализируется на продающих текстах для инфобизнеса. Что мы предлагаем:

- тексты для классических одностраничников

- тексты для современных лендингов

- описания апселлов и горячих предложений

- тексты на подписные страницы

- email-копирайтинг (автоматические, триггерные, релизные цепочки, отдельные продающие письма, в том числе для партнеров)

- сценарии продающего видео

- редактирование лид-магнитов

- и даже, возможно, нерекламные статьи

То есть, мы идем вглубь выбранной темы.

Кроме того, мы добавляем работу под ключ и предлагаем сюда же:

- дизайн

- верстку

- диктора

- создание видеороликов

Не хватает только трафика (и то, наверное, пока).

Согласитесь, выглядит уже гораздо интереснее :)

Танцуя от выбранной ниши, вы добавляете новые и новые продукты, оставаясь при этом известным в своей теме.

И этот танец учитывает две вещи:

 

- что нужно вашим заказчикам

- что выгодно вам

 

Ведь работая под ключ можно брать больше денег и работать более объемно.

Вы берете доплату за экспертность и делаете продукт под ключ — хорошая перспектива, не правда ли? :)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Ваши комментарии к статье:

ВКонтакте
FaceBook
Wordpress

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.