Эта тема относится не только к копирайтингу, но и к любым другим услугам, а частично и к товарам.
Раньше я, как фанат Траута, считал, что нишевание — абсолютное благо. Найди свою лужу специализацию, займи в ней место, стань известным с этой темой — и будешь обеспечен заказами.
При этом коллеги (с текстовых бирж) утверждали ровно обратное: чтобы добиться успеха, нужно иметь как можно более широкую специализацию: и чтец, и жнец, и на дуде игрец.
Кто из нас оказался прав? Как обычно, истина оказалась где-то посередине.
Давайте вспомним →
Плюсы и минусы нишевания
Самый главный плюс — возможность выделиться (что особенно актуально для высококонкурентных рынков). Выделяйся, или погибнешь, — помните?
Во-первых, наш мозг устроен так, что мы склонны больше доверять тем, кто на чём-то специализируется — чем многоруким Кали. Экспертам в какой-то теме.
Простые примеры от коллег, которых я читаю в Фейсбуке:
— Дарья Манелова — инстаграм
— Калина Яркина — личный бренд
— Елена Коварская — продажи в соцсетях
— Маргарита Замолодская — управление репутацией
Причем этим людям не пришлось десятки лет работать в одной нише — они запомнились мне почти сразу, с первой узкотематической публикации.
Потому что (и это во-вторых) такого эксперта банально проще запомнить. «Так, мне нужен вирусный ролик… кто там заявлял о себе как эксперт по вирусам?»
Особенно хорошо, когда тема достаточно узкая, чтобы в ней было не так много аналогичных узких экспертов. «Продающие тексты» — уже далеко не узко. «Продающие тексты для коммерческих предложений» — уже намного лучше.
И дальше нужно просто пиарить себя в выбранной теме.
Результат: узкий эксперт становится узнаваемым, затем признанным, его рекомендуют даже без личной работы с ним.
Хэппи энд? Не совсем. Есть и минусы:
1. Нужно быть действительно экспертом по этой теме.
Как минимум, разбираться в своей теме лучше, чем основная масса универсалов.
И на это погружение нужно время.
В идеале нишевание рождается само собой — из опыта.
Скажем, вы дизайнер и так получилось, что вам часто заказывают обложки для книг. У вас накапливается экспертность, портфолио, признание, и всё, что остается сделать, это заявить о своем УТП.
2. Плоды нишевания могут прийти далеко не сразу.
Какое-то время уйдет и на признание вас в выбранной теме. А если вы решение о специализации приняли резко, то можете на какое-то время остаться голодным.
Чтобы этого не произошло, см. прошлый пункт — про органическое создание специализации.
3. Неизвестно, достаточно ли «жирна» эта ниша, чтобы вас прокормить.
Может оказаться, что заказов не хватает не то что на масштабирование, а и лично вам.
Особенно в связи со следующим пунктом.
4. Узкая специализация нужна далеко не всегда.
И об этом мы поговорим дальше.
Когда нужно под ключ
Работа под ключ — это, в первую очередь, удобно для заказчика.
Да, плиточник 6 разряда положит плитку лучше, а электрик с опытом лучше выполнит разводку. Но заказывать у всех по отдельности геморно, откровенно говоря.
Намного удобнее, чтобы одна и та же бригада сделала всё, от стяжки до обоев.
Какая связь с нашей сферой? Самая прямая.
Идеальный для заказчика вариант, когда ему делают всё под ключ: базовый маркетинг, тексты, дизайн, верстка, трафик. Он ставит задачу — получает результат в виде продаж.
Чуть хуже работать отдельно с лендинговым агентством и спецами по трафику.
И совсем уж неудобно всех спецов «выцеплять» по одному (маркетолог, копирайтер, дизайнер, верстальщик, директолог, таргетолог…).
А деление внутри профессии может клиента даже выбесить — дизайнер логотипов и дизайнер лендингов, копирайтер для посадочной и email-копирайтер… Вавилонское столпотворение.
Получается, что узко может быть совсем неудобно.
И есть еще один минус — каждый эксперт работает в рамках своей компетенции и не видит, что у соседа. А еще и тянет одеяло на себя: «Главное текст», «Главное дизайн», «Главное трафик»…
Решение — в комбинации
Во-первых, еще сам Траут дал подсказку: выберите узкую нишу, но дайте в ней широкий ассортимент.
Например, мы в Агентстве частично специализируется на продающих текстах для инфобизнеса. Что мы предлагаем:
— тексты для классических одностраничников
— тексты для современных лендингов
— описания апселлов и горячих предложений
— тексты на подписные страницы
— email-копирайтинг (автоматические, триггерные, релизные цепочки, отдельные продающие письма, в том числе для партнеров)
— сценарии продающего видео
— редактирование лид-магнитов
— и даже, возможно, нерекламные статьи
То есть, мы идем вглубь выбранной темы.
Кроме того, мы добавляем работу под ключ и предлагаем сюда же:
— дизайн
— верстку
— диктора
— создание видеороликов
Не хватает только трафика (и то, наверное, пока).
Согласитесь, выглядит уже гораздо интереснее 🙂
Танцуя от выбранной ниши, вы добавляете новые и новые продукты, оставаясь при этом известным в своей теме.
И этот танец учитывает две вещи:
— что нужно вашим заказчикам
— что выгодно вам
Ведь работая под ключ можно брать больше денег и работать более объемно.
Вы берете доплату за экспертность и делаете продукт под ключ — хорошая перспектива, не правда ли? 🙂
Школа Трубадура
Последние материалы автора Школа Трубадура (смотреть все)
- Нейросеть заменит копирайтеров? - 29/03/2023
- Как писать статьи БЫСТРО - 16/02/2023
- Какую цену за 1000 знаков поставить копирайтеру - 13/02/2023